© Tim Solley, 2007

Эта статья — часть цикла «Портретный свет для начинающих». Он призван помочь вам превратиться из начинающего фотографа в классного портретиста.

Мать и дитя
Одна вспышка слева
от камеры в софтбоксе

Зачем начинать с одного источника света? Потому что это позволяет делать замечательные портреты, вот почему. Меньше оборудования, меньше сложностей, меньше затрат и меньше времени, я ведь говорил об этом? Да и овладев съемкой портретов с одним источником, пользоваться несколькими вы будете играючи. У меня много осветителей, но я ограничиваюсь одним куда чаще, чем прибегаю к нескольким. Многие из читающих эту статью только начали обзаводиться оборудованием, так что, возможно, располагают только одной вспышкой. Поэтому вполне логично, что, начиная знакомство со схемами освещения, мы сосредоточимся на портретах с одним источником света.

Прежде всего, если вы еще этого не сделали, прочтите Metering For Flash. Там рассказывается об установке правильной экспозиции в ручном режиме.

Что вы хотите увидеть?

В первую очередь, готовясь к съемке, нужно решить, какое освещение вы хотите получить. В статье Studio Accessories вы узнали о некоторых модификаторах, с помощью которых можно изменить качество света. Так что решите, хотите ли вы, чтобы освещение объекта было жестким с резкими тенями, или же мягким и ровным.

  • Чтобы получить жесткий свет, просто направьте вспышку непосредственно на объект.
  • Для мягкого освещения можете использовать зонтик, софтбокс, скрим или даже направить вспышку на ближайшую стену, превратив эту стену в большой источник света.
  • Помните, чем больше видимый размер источника, тем мягче свет.

Положение источника света

Руки

Дальше нужно сообразить, где разместить осветитель. Есть несколько вещей, которые при этом нужно иметь в виду.

  • Угол, естественно, очень сильно меняет вид снимка, определяя, какая часть объекта будет освещена, а какая — в тени. Экспериментируйте без устали, пока не добьетесь наиболее устраивающего вас результата.
  • Расстояние между источником и объектом влияет на долю света, которая достанется фону. Это рассматривалось в The Laws of Light. По сути, если вы хотите добиться темного фона, источник света должен быть рядом с моделью. Если же стремитесь осветить фон, источник нужно отодвигать подальше.
  • Если отодвинуть источник дальше, видимый размер его уменьшается, свет становится жестче. И наоборот, приближение источника делает свет мягче.
  • Всё это работает совместно. Изменение одного значения влияет и на другие, поэтому экспериментируйте, чтобы увидеть влияние положения осветителя на получающийся фотоснимок.

Подсветка теней и добавление акцентов

Поначалу вы можете думать, что при одном источнике можно получить только свет, падающий с одной стороны. Но это можно опровергнуть при некоторой доле творческого мышления. При одном источнике можно и заполнить тени, и акцентировать волосы, и сделать многое другое. Главное ваше оружие здесь — отражатель. Если вы еще не приобрели его, можете сделать сами. Обратите внимание на некоторые бытовые предметы:

Малыш вблизи
Одна вспышка в софтбоксе на растоянии примерно 60 см слева от камеры. Кусок фольги справа в качестве заполняющего источника
  • Возьмите отражающий солнцезащитный экран для автомобиля. Это отличная замена отражателя.
  • Найдите белую картонную коробку. Разрежьте ее, чтобы получить большую белую поверхность, отражающую свет.
  • Сделайте отражатель из картонки и алюминиевой фольги. Фольга, наклеенная на картон — отличная жесткая панель.
  • Если в помещении есть большое зеркало, это — супер-рефлектор.

Освещение фона

Мать и дитяОдна вспышка в 60-сантиметровом софтбоксе слева от камеры; черная ткань в качестве фона

Продолжим предыдущий пункт. Вы легко можете осветить фон и не выжечь при этом светлые детали персонажа. Можно даже сделать фон совершенно белым. Секрет здесь в использовании скрима. Скрим — это просто кусок полупрозрачного материала, который рассеивает свет, естественно, ценой потери яркости.

Так что поместите скрим (он обычно входит в комплект отражателей «5 в 1») между источником света и моделью. Можете просто повесить белую простыню. Однако, обратите внимание, чтоб свет на фон попадал напрямую. В результате свет, падающий на модель, будет ослаблен, на фон же он попадет без изменения. Когда вы настроите экспозицию по объекту, фон станет ярче! Дополнительный выигрыш — источником света для объекта становится скрим. Значит источник будет больше, а больше — это мягче.

Настройки камеры и баланс белого

Отец и сын

Использование вспышки иногда вызывает немного странное поведение камеры. Это особенно заметно, если используются осветители с пилотным светом. Разумеется, пилотная лампа имеет гораздо более низкую цветовую температуру, чем импульсная. Если в камере выбран режим автоматического баланса белого, он будет настроен под лампы накаливания. Полученные снимки во многих случаях будут иметь синий оттенок, из-за большей доли синего в близком к дневному свете вспышки.

Как это исправить? Достаточно переключить настройку баланса белого в положение «flash». А если снимаете в RAW, вы сможете изменить баланс белого после съемки, даже если забыли заранее установить его вручную.


Кроха

Ваш ход

Теперь пришло время вам самостоятельно применить всё, что здесь рассказано, на практике. Испробуйте описанную технику съемки портретов с одним источником света и посмотрите, как можно получать замечательные снимки с минимумом оборудования. Затем опубликуйте свои снимки в группе Sublime Light, чтобы все смогли посмотреть ваши работы.

В следующий раз мы сможем использовать два источника света. Вперед!


Портретный свет для начинающих

Далее: 45-градусное освещение
К содержанию

Тим Салей (Tim Solley) — известный фотограф из Форт Коллинз (Колорадо, США), активный участник ассоциации Professional Photographers of America. Вместе со своей супругой Элизабет он снимает портреты, преимущественно, семейные, свадебные и детские. С 2006 года Тим ведет блог Sublime Light («Грандиозный свет»), призванный рассказать фотографам, как улучшить их портретные снимки. За время существования блога со статьями Тима познакомилось более ста тысяч фотографов из более чем полутора сотен стран.

«Для меня очень важно, чтобы каждый раз, когда я нажимаю кнопку спуска, получившийся снимок рассказывал какую-нибудь историю. Он должен передавать чувства, эмоции, индивидуальность. В конце концов, взглянув на свою фотографию 20 лет спустя, вы захотите вспомнить не только то, как вы тогда выглядели…»