© Tim Solley, 2007

Эта статья — часть цикла «Портретный свет для начинающих». Он призван помочь вам превратиться из начинающего фотографа в классного портретиста.

Рассекающий свет
Рассекающий свет

Мы продолжаем серию статей об основных схемах освещения рассказом про рассекающий свет. Рассекающий свет — это попросту освещение ровно половины лица, тогда как другая половина остается полностью в тени. Эта схема создает драматическое впечатление от портрета и, на практике, добавляет портфолио немного разнообразия. Хотя она и не относится к моим любимым схемам освещения, я пользуюсь ей время от времени, чтобы посмотреть, что может получиться. Можете видеть, что даже в детском портрете такой свет может создать особое настроение.

На снимке слева вновь мой (тогда — пятимесячный) сын. Если вы читали предыдущую статью серии — «Профильное освещение», то знаете, что профильный снимок сына у меня вышел по ошибке. Этот кадр в рассекающем свете я сделал, когда его голова задержалась в одном положении, привлеченная бог знает чем, возможно кошкой.

Вот как устанавливается рассекающий свет.

Как это делается

Одна из приятных особенностей этой схемы в том, что здесь для создания высококачественного эмоционального портрета на самом деле нужен всего один источник света. Расположите этот осветитель строго под 90 градусов. Посмотрите на схеме, как устанавливается рисующий свет. При желании можете использовать модификатор, но эта техника работает одинаково хорошо и с мягким, и с жестким светом.

Рассекающий свет


Рассекающий свет

Включив пилотный свет или сделав несколько пробных кадров, добейтесь, чтоб граница между светом и тенью шла строго по середине лица модели, через кончик носа. Человек должен смотреть при этом прямо в камеру. Вот и всё, у вас получился портрет с рассекающим светом!

Теперь вы можете решиться «приправить» снимок контровым светом. Вперед! Установите источник с той же стороны, что и рисующий, но ближе к фону. Он несколько отделит модель от фона.

Хотите дополнить коктейль еще одним источником света? Попробуйте разместить за моделью осветитель, направленный на фон. Обратной стороной будет то, что, чем больше вы освещаете кадр, тем меньше остается драматизма темного эмоционального изображения. Лично я предпочитаю обходиться без фонового света.

Советы

  • Помните, поскольку вы стремитесь оставить половину лица в полной (или почти полной) тени, не нужно добавлять какие-либо осветители или отражатели с этой стороны. Вы потеряете контраст, нужный для данного типа портрета. Кто-то может сказать: «Эй, Тим, но я вижу и теневую сторону лица твоего сына! Что это значит?» Небольшая подсветка, которая заметна на теневой стороне, на самом деле возникла из-за отражения рисующего света от противоположной стены комнаты. Чтобы избежать этого, либо купите больший, чем у меня дом (как повезет вашей собаке!), либо воспользуйтесь «флагом» (куском черной ткани) на теневой стороне, чтобы предотвратить отражение. По моему мнению, не стоит придавать значения незначительному отражению света. Нравится ли вам небольшая подсветка —- кто я, чтобы судить об этом? Решайте сами!
  • Данная постановка света здорово помогает тем, у кого нет никаких фонов. Фотография в этой статье сделана без использования фона. Если вы блокируете росплеск света за объект, то получите совершено черный фон. В показанном примере я просто поставил рядом со вспышкой кресло, которое сыграло роль больших дверец barn door). В реальности за моим сыном был небольшой беспорядок, но зрители об этом никогда не узнают.

Портретный свет для начинающих

Далее: Портреты в две трети и три четверти
К содержанию


Тим Салей (Tim Solley) — известный фотограф из Форт Коллинз (Колорадо, США), активный участник ассоциации Professional Photographers of America. Вместе со своей супругой Элизабет он снимает портреты, преимущественно, семейные, свадебные и детские. С 2006 года Тим ведет блог Sublime Light («Грандиозный свет»), призванный рассказать фотографам, как улучшить их портретные снимки. За время существования блога со статьями Тима познакомилось более ста тысяч фотографов из более чем полутора сотен стран.

«Для меня очень важно, чтобы каждый раз, когда я нажимаю кнопку спуска, получившийся снимок рассказывал какую-нибудь историю. Он должен передавать чувства, эмоции, индивидуальность. В конце концов, взглянув на свою фотографию 20 лет спустя, вы захотите вспомнить не только то, как вы тогда выглядели…»