© Tim Solley, 2007

Эта статья — часть цикла «Портретный свет для начинающих». Он призван помочь вам превратиться из начинающего фотографа в классного портретиста.

45-градусное освещение — одна из основных схем, используемых при съемке портретов. На ней основаны и многие другие типы освещения. Изучив эту важную схему и освоившись с её применением, вы и с более сложными будете справляться гораздо успешнее.

45-градусное освещение широко распространено. Вы наверняка не раз его видели. Скорее всего, вас тоже снимали с таким освещением, как минимум, для ежегодных школьных фотографий.

Рисующий (ключевой) источник

схема 45-градусного освещения
Простая схема, как это выглядит сверху (плод моих ночных упражнений в черчении)

Описываемый стиль освещения вертится вокруг одного источника — направленного под углом 45 градусов рисующего света (key light). Возможно, вы не слышали раньше этот термин, и здесь он упоминается впервые в этом цикле статей. Рисующий свет — это преобладающий, оказывающий основное влияние на светотеневой рисунок снимка. В 45-градусной схеме рисующий свет направляется на лицо под углом 45 градусов и немного сверху. Вы можете использовать дополнительные источники, отвечающие вашему замыслу: фоновый, заполняющий, контровой. Главное, помнить, что рисующий устанавливается под 45 градусов к лицу модели. Этот момент упускает большинство новичков: если вы переместили модель, даже просто повернули ее голову, необходимо переставить осветитель, чтобы сохранить 45-градусное направление.

Причина, почему 45-градусное освещение столь важно, состоит в том, что это идеальный угол для моделирования форм человеческого тела. Термин моделирование здесь обозначает изображение объема с помощью светотеневого рисунка. Если источник установлен на камере, трехмерность теряется, поскольку на лице не будет видно теней. Отодвиньте осветитель от камеры и вы получите тени, которые придадут изображения, а максимальный эффект будет достигнут, если свет направлен под углом 45 градусов.

Короля делает свита

Хотя вы, конечно же, можете создать прекрасный портрет с помощью только одного рисующего источника света, зачастую может не хватать чего-то, делающего его особенным. И тут просто нужно добавить немного дополнительного света. Вы можете использовать источники, выполняющие различные задачи, так что экспериментируйте, чтобы увидеть, что вам подойдет. Если у вас нет дополнительных осветителей, в некоторых случаях их могут заменить отражатели.

Заполняющий свет

Заполняющий свет используется, чтобы ослабить тени там, куда не достает рисующий. Он не должен быть явно выражен на снимке, а как бы «размывать» свет по объекту. Воспользуйтесь большим зонтом или софтбоксом, установленным за камерой. При использовании заполняющего источника света именно он настраивается первым. Яркость необходимо установить на примерно на 1−1,5 стопа ниже, чем у рисующего. Поскольку у вас, скорее всего, нет флешметра, используйте для измерений свою камеру, пока не привыкните к своему оборудованию настолько, что будете настраивать его интуитивно.

Контровой свет

Этот источник света предназначен для того, чтобы слегка отделить объект от фона и увеличить блеск волос. Он располагается с той же стороны, что и рисующий, также под 45 градусов, но сзади. Мощность его зависит от цвета волос: чем волосы темнее, тем свет должен быть ярче. Для начала установите ее такой же, что и у рисующего источника, а затем подстройте по необходимости. Чтобы управлять «росплеском» света, установите на осветитель снут или грид (конечно, если они у вас есть).

Фоновый свет

Фоновый свет создает объем между объектом и фоном. Установите осветитель за объектом, направив на фон за плечами портретируемого. Это создаст на фоне мягкий круг света, привлекающий внимание к лицу. Мощность источника зависит от того, насколько светлый фон. Как и в случае с контровым светом, отправной точкой может служить значение, совпадающее с мощностью рисующего света.

Советы

  • Установите камеру на уровне груди объекта.
  • Проверьте, чтобы в глазах модели были блики («кошачий блеск») от рисующего света.
  • Настраивайте осветители по очереди, отключая все остальные.

Применяйте эти уроки повсюду

На фотографии в начале статьи — мой сын в кухонной мойке моих родителей. Хотя в этом снимке нет ничего особенного, я включил его, чтобы продемонстрировать несколько моментов.

  • Вам не нужно находиться в студии, чтобы следовать верным принципам освещения. Репортажные снимки также выигрывают от хорошего света.
  • Вам не нужна сложная схема, чтобы получить хорошее освещение. Снимок выше был сделан со вспышкой, установленной на камере. Свет был направлен на стену слева, а от нее отражался на моего сына. Это подобно игре в биллиард, когда шар отскакивает от борта. Просто подумайте, где свет должен «удариться» о стену, чтобы, «отскочив», упасть на объект под углом 45 градусов.

Портретный свет для начинающих

Далее: Короткий и длинный свет
К содержанию


Тим Салей (Tim Solley) — известный фотограф из Форт Коллинз (Колорадо, США), активный участник ассоциации Professional Photographers of America. Вместе со своей супругой Элизабет он снимает портреты, преимущественно, семейные, свадебные и детские. С 2006 года Тим ведет блог Sublime Light («Грандиозный свет»), призванный рассказать фотографам, как улучшить их портретные снимки. За время существования блога со статьями Тима познакомилось более ста тысяч фотографов из более чем полутора сотен стран.

«Для меня очень важно, чтобы каждый раз, когда я нажимаю кнопку спуска, получившийся снимок рассказывал какую-нибудь историю. Он должен передавать чувства, эмоции, индивидуальность. В конце концов, взглянув на свою фотографию 20 лет спустя, вы захотите вспомнить не только то, как вы тогда выглядели…»

Show 1 Comment

1 Comment

  1. Спаибо за советы! Пойду в студию и попробую! Но примеры нужны для того, чтобы видеть как поставить свет для конкретно тебе нужного рисунка! Т.к. я знаю что должно получится, но не знаю как точно выставить свет!

Comments are closed