© Tim Solley, 2007
Эта статья — часть цикла «Портретный свет для начинающих». Он призван помочь вам превратиться из начинающего фотографа в классного портретиста.
45-градусное освещение — одна из основных схем, используемых при съемке портретов. На ней основаны и многие другие типы освещения. Изучив эту важную схему и освоившись с её применением, вы и с более сложными будете справляться гораздо успешнее.
45-градусное освещение широко распространено. Вы наверняка не раз его видели. Скорее всего, вас тоже снимали с таким освещением, как минимум, для ежегодных школьных фотографий.
Рисующий (ключевой) источник
Описываемый стиль освещения вертится вокруг одного источника — направленного под углом 45 градусов рисующего света (key light). Возможно, вы не слышали раньше этот термин, и здесь он упоминается впервые в этом цикле статей. Рисующий свет — это преобладающий, оказывающий основное влияние на светотеневой рисунок снимка. В 45-градусной схеме рисующий свет направляется на лицо под углом 45 градусов и немного сверху. Вы можете использовать дополнительные источники, отвечающие вашему замыслу: фоновый, заполняющий, контровой. Главное, помнить, что рисующий устанавливается под 45 градусов к лицу модели. Этот момент упускает большинство новичков: если вы переместили модель, даже просто повернули ее голову, необходимо переставить осветитель, чтобы сохранить 45-градусное направление.
Причина, почему 45-градусное освещение столь важно, состоит в том, что это идеальный угол для моделирования форм человеческого тела. Термин моделирование здесь обозначает изображение объема с помощью светотеневого рисунка. Если источник установлен на камере, трехмерность теряется, поскольку на лице не будет видно теней. Отодвиньте осветитель от камеры и вы получите тени, которые придадут изображения, а максимальный эффект будет достигнут, если свет направлен под углом 45 градусов.
Короля делает свита
Хотя вы, конечно же, можете создать прекрасный портрет с помощью только одного рисующего источника света, зачастую может не хватать чего-то, делающего его особенным. И тут просто нужно добавить немного дополнительного света. Вы можете использовать источники, выполняющие различные задачи, так что экспериментируйте, чтобы увидеть, что вам подойдет. Если у вас нет дополнительных осветителей, в некоторых случаях их могут заменить отражатели.
Заполняющий свет
Заполняющий свет используется, чтобы ослабить тени там, куда не достает рисующий. Он не должен быть явно выражен на снимке, а как бы «размывать» свет по объекту. Воспользуйтесь большим зонтом или софтбоксом, установленным за камерой. При использовании заполняющего источника света именно он настраивается первым. Яркость необходимо установить на примерно на 1−1,5 стопа ниже, чем у рисующего. Поскольку у вас, скорее всего, нет флешметра, используйте для измерений свою камеру, пока не привыкните к своему оборудованию настолько, что будете настраивать его интуитивно.
Контровой свет
Этот источник света предназначен для того, чтобы слегка отделить объект от фона и увеличить блеск волос. Он располагается с той же стороны, что и рисующий, также под 45 градусов, но сзади. Мощность его зависит от цвета волос: чем волосы темнее, тем свет должен быть ярче. Для начала установите ее такой же, что и у рисующего источника, а затем подстройте по необходимости. Чтобы управлять «росплеском» света, установите на осветитель снут или грид (конечно, если они у вас есть).
Фоновый свет
Фоновый свет создает объем между объектом и фоном. Установите осветитель за объектом, направив на фон за плечами портретируемого. Это создаст на фоне мягкий круг света, привлекающий внимание к лицу. Мощность источника зависит от того, насколько светлый фон. Как и в случае с контровым светом, отправной точкой может служить значение, совпадающее с мощностью рисующего света.
Советы
- Установите камеру на уровне груди объекта.
- Проверьте, чтобы в глазах модели были блики («кошачий блеск») от рисующего света.
- Настраивайте осветители по очереди, отключая все остальные.
Применяйте эти уроки повсюду
На фотографии в начале статьи — мой сын в кухонной мойке моих родителей. Хотя в этом снимке нет ничего особенного, я включил его, чтобы продемонстрировать несколько моментов.
- Вам не нужно находиться в студии, чтобы следовать верным принципам освещения. Репортажные снимки также выигрывают от хорошего света.
- Вам не нужна сложная схема, чтобы получить хорошее освещение. Снимок выше был сделан со вспышкой, установленной на камере. Свет был направлен на стену слева, а от нее отражался на моего сына. Это подобно игре в биллиард, когда шар отскакивает от борта. Просто подумайте, где свет должен «удариться» о стену, чтобы, «отскочив», упасть на объект под углом 45 градусов.
Портретный свет для начинающих
Далее: Короткий и длинный свет
К содержанию
Спаибо за советы! Пойду в студию и попробую! Но примеры нужны для того, чтобы видеть как поставить свет для конкретно тебе нужного рисунка! Т.к. я знаю что должно получится, но не знаю как точно выставить свет!