Освоение широкоугольника. Часть 5

Композиция

Составление широкоугольных сцен представляет целый ряд новых трудностей, проблем — и огромные возможности для творчества. Это не собрание «правил» — только идеи и предложения.

Проблема композиции широкоугольной фотографии — упростить сложность: случайная сцена будет просто хаотичной. Снимок очень легко превращается в «винегрет» конкурирующих и противоречащих друг другу деталей без какого-либо композиционного развития. Есть много способов справиться с этим. Вот некоторые, которые помогали мне:

Сопоставление фигура-фон

Для широкоугольных кадров фон — это больше половины картины. При явном «ложном объекте» на переднем плане, смысловой центр фотографии (который может быть и фоном) выявляется контрастом. К примеру, из этих двух снимков мне гораздо больше нравится тот, что с Volvo:

Фото 1

Долина Адониса. Нахр Ибрагим, Ливан. (Tokina 17/3.5 на 10D)

Фото 2

Погибшая Volvo. Нахр Ибрагим, Ливан. (Tokina 17/3.5 на 10D) Кстати, я думаю, эти фотографии демонстрируют также, что широкоугольник может неплохо работать и в дни «скучного» света.

Приручение перспективы

Фото 3
Иоанна на лестнице в ресторане Бельж, Хельсинки, Финляндия. (Tokina 17/3.5, пленка Tri-X)

Одним из наиболее ярких отличий широкоугольных объективов является «преувеличенная перспектива». Выявляя сходящиеся и расходящиеся прямые и кривые линии, строя композицию вокруг них, вы можете собрать отдельные элементы изображения в единое целое.

Игры с искажениями

Другая интересная особенность в том, что объекты у края кадра, как правило, выглядят более вытянутыми, чем те, что рядом с центром. Взяв под контроль эту особенность, можно получить некоторые занимательные, творческие результаты, особенно при съемке людей.

С другой стороны, поскольку у центра кадра искажений мало, вы можете также делать очень приятные «натуралистические» портреты со множеством предметов обстановки:

Фото 4
Ювелир в Джбейл, Ливан. Лицо у него на самом деле было совсем недалеко от центра — я обрезал снимок, чтобы получить квадратный формат. (Tokina 17/3.5 на 10D)


1 2 3 4 5

Петтери Сулонен (Petteri Sulonen) — фотограф из Хельсинки, известный, в том числе, и очень интересными заметками о фотографии, которые он публикует на своем сайте.

Многие из них можно найти в Интернете и в русском переводе.

Эта статья, как и другие статьи Петтери Сулонена, распространяется под Creative Commons Attribution License.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщения не по теме сайта всё равно не будут опубликованы.