Зачем он нужен?

Хотя «традиционные» сюжеты, для которых используют широкоугольные объективы, — это пейзаж и архитектура (и в самом деле, большинство технических советов из этой статьи наиболее применимы для таких работ), не надо ими ограничиваться. В частности, широкоугольник отлично подойдет для интерьерной и уличной (street) фотографии. Его используют даже для портретов.

Пейзаж

Фото 1
«Фенленд». Болота в Нууксио, южной части Финляндии. (Tokina 17/3.5 на 10D)
На мой взгляд, ничто не может передать величие пейзажа лучше, чем хороший широкоугольный снимок. Пейзажная фотография очень сложна и чрезвычайно требовательна и к оборудованию, и к технике съемки: пейзажи обычно лучше печатать крупным форматом, а он беспощаден к любым техническим недостаткам. Для серьезных фотографов-пейзажистов штатив и спусковой тросик (или автоспуск) имеют важнейшее значение. Тем не менее, хороший свет и творческий подход к борьбе со сложностями гораздо важнее: не позволяйте отсутствию штатива остановить вас от съемки красивого пейзажа. При некоторой аккуратности вполне возможно, что никто кроме вас никогда не узнает о вынужденных технических компромиссах. Для профессиональной съемки ландшафтов очень важно характеристикой объектива является рисунок при закрытой диафрагме, в частности, равномерность изображения по всему кадру и разрешение. Так, например, Sigma 15−30 отлично подходит для такой работы благодаря идеальной четкости, а сравнительно большие искажения типа «бочка» здесь не существенны.

Архитектура

Фото 2
Двор дворца эмира Амина, Бейтеддин, Ливан. (Tokina 17/3.5 на 10D)
Архитектурная фотография — это результат совместного творчества архитектора и фотографа. Широкоугольный объектив тут просто необходим: ничто иное не способно охватить комплекс целиком. Как и для пейзажа, решающее значение имеет качество изображения при закрытой диафрагме. Однако, из-за большей детализации контраст оказывается более важен, чем разрешение, а из-за обилия прямых линий большое значение имеет отсутствие искажений (Впрочем, это перестало иметь столь решающее значение, с тех пор как появились утилиты, подобные DeBarrelizer и Panorama Tools, способные исправить искажения при обработке). Даже больше, чем для пейзажей, для архитектуры не бывает слишком широких углов. Для таких сюжетов можно предложить, по крайней мере для камер с уменьшенной матрицей, объектив Sigma 12−24.

Документальная фотография

Фото 3
Уличный художник в Хельсинки, Финляндия. (Tokina 17/3.5 на пленке Tri-X 400, проявленной до ISO3200)
Широкоугольные объективы имеют два основных преимущества для документальной фотографии. Во-первых, они могут охватить большое пространство, чтобы показать взаимодействие людей и окружающей их среды, даже если вы, как фотограф, участвуете событиях. Во-вторых, если сместить снимаемого персонажа от центра (что вы, скорее всего, и так всегда делаете), он не поймет, что попадает в кадр. Тем не менее, не пытайтесь таким образом скрывать свои цели, это неэтично и грозит неприятностями. Для документальной фотографии многие из «широкоугольных» правил на деле не применяются: Вы будете снимать так, как снимали бы с любым объективом. Тем не менее, качество изображения на углах при открытой диафрагме по-прежнему не слишком важно. У вас не будет времени для точной фокусировки, и в реальной трехмерной сцене угловые детали почти наверняка будут на иных расстояниях, чем центральный объект — то есть заведомо не в фокусе.

Широкоугольная документальная фотография — это, почти неизбежно, съемка при существующем освещении. Вы должны тщательно настроить вспышку, чтобы получить ровное освещение сцены, более широкой, чем охватываемая объективом 28 мм [17 мм]. Без этого от вспышки будет только хуже.

Итак, для фотографа-документалиста «светлый» объектив очень ценен. Мой выбор для этой цели — Sigma 20/1.8 EX. Тем не менее, невысокая светосила объектива — не столь серьезное ограничение, как это может поначалу показаться: снимать с рук при коротком фокусном расстоянии гораздо легче, чем при длинном, да и прекрасное качество большинства современных зеркалок на высоких ISO играет важную роль. В любом случае, максимальное техническое качество для документальных снимков не имеет решающего значения, и справедливости ради, шум может даже подчеркнуть ситуацию. Я получал очень хорошие кадры с помощью моих не слишком-то светосильных широкоугольных объективов даже при очень слабом освещении. Не сказал бы, что стремлюсь иметь более «светлый»…

Портрет

Фото 4
Работник на ферме в Камарг, Франция. (Tokina 17/3.5 на 10D)
Стандартная рекомендация — использовать для портрета объектив с фокусным расстоянием от 80 мм [50 мм] до 135 мм [85 мм] или около того. Это, на самом деле, хороший совет — если вы хотите получить классической плечевой голову, с естественными чертами лица, красивым размытым фоном и так далее. Между тем, это не единственный вид портрета, а для некоторых из них, широкий угол будет очень удобным.

Особенность, которую нужно принимать во внимание при съемке портретов широкоугольником — это искажения. Если вы поступите, как при работе с 80 мм [50 мм] объективом, то получите лоб Доктора Зло и нос Буратино. Это может быть очень эффектно в юмористическом портрете, если ваш персонаж имеет чувство юмора, но может оказаться и совсем не тем, чего вы хотели.

Хитрость в том, чтобы отойти назад и рассматривать человека как элемент сюжета. Это позволяет делать необычные, оригинальные и пробуждающие яркие воспоминания портреты: снимок ремесленника в его мастерской, захватывающий значительную часть обстановки, может сказать о его характере намного больше, чем просто фигура ремесленника. Включите свое воображение и используйте окружающие предметы — и вы получите поистине запоминающейся фотографии. И, между прочим, если сделать шаг назад, искажения по большей части исчезнут.


1 2 3 4 5

Петтери Сулонен (Petteri Sulonen) — фотограф из Хельсинки, известный, в том числе, и очень интересными заметками о фотографии, которые он публикует на своем сайте.

Многие из них можно найти в Интернете и в русском переводе.

Эта статья, как и другие статьи Петтери Сулонена, распространяется под Creative Commons Attribution License.