Зачем он нужен?

Хотя «традиционные» сюжеты, для которых используют широкоугольные объективы, — это пейзаж и архитектура (и в самом деле, большинство технических советов из этой статьи наиболее применимы для таких работ), не надо ими ограничиваться. В частности, широкоугольник отлично подойдет для интерьерной и уличной (street) фотографии. Его используют даже для портретов.

Пейзаж

Фото 1
«Фенленд». Болота в Нууксио, южной части Финляндии. (Tokina 17/3.5 на 10D)
На мой взгляд, ничто не может передать величие пейзажа лучше, чем хороший широкоугольный снимок. Пейзажная фотография очень сложна и чрезвычайно требовательна и к оборудованию, и к технике съемки: пейзажи обычно лучше печатать крупным форматом, а он беспощаден к любым техническим недостаткам. Для серьезных фотографов-пейзажистов штатив и спусковой тросик (или автоспуск) имеют важнейшее значение. Тем не менее, хороший свет и творческий подход к борьбе со сложностями гораздо важнее: не позволяйте отсутствию штатива остановить вас от съемки красивого пейзажа. При некоторой аккуратности вполне возможно, что никто кроме вас никогда не узнает о вынужденных технических компромиссах. Для профессиональной съемки ландшафтов очень важно характеристикой объектива является рисунок при закрытой диафрагме, в частности, равномерность изображения по всему кадру и разрешение. Так, например, Sigma 15−30 отлично подходит для такой работы благодаря идеальной четкости, а сравнительно большие искажения типа «бочка» здесь не существенны.

Архитектура

Фото 2
Двор дворца эмира Амина, Бейтеддин, Ливан. (Tokina 17/3.5 на 10D)
Архитектурная фотография — это результат совместного творчества архитектора и фотографа. Широкоугольный объектив тут просто необходим: ничто иное не способно охватить комплекс целиком. Как и для пейзажа, решающее значение имеет качество изображения при закрытой диафрагме. Однако, из-за большей детализации контраст оказывается более важен, чем разрешение, а из-за обилия прямых линий большое значение имеет отсутствие искажений (Впрочем, это перестало иметь столь решающее значение, с тех пор как появились утилиты, подобные DeBarrelizer и Panorama Tools, способные исправить искажения при обработке). Даже больше, чем для пейзажей, для архитектуры не бывает слишком широких углов. Для таких сюжетов можно предложить, по крайней мере для камер с уменьшенной матрицей, объектив Sigma 12−24.

Документальная фотография

Фото 3
Уличный художник в Хельсинки, Финляндия. (Tokina 17/3.5 на пленке Tri-X 400, проявленной до ISO3200)
Широкоугольные объективы имеют два основных преимущества для документальной фотографии. Во-первых, они могут охватить большое пространство, чтобы показать взаимодействие людей и окружающей их среды, даже если вы, как фотограф, участвуете событиях. Во-вторых, если сместить снимаемого персонажа от центра (что вы, скорее всего, и так всегда делаете), он не поймет, что попадает в кадр. Тем не менее, не пытайтесь таким образом скрывать свои цели, это неэтично и грозит неприятностями. Для документальной фотографии многие из «широкоугольных» правил на деле не применяются: Вы будете снимать так, как снимали бы с любым объективом. Тем не менее, качество изображения на углах при открытой диафрагме по-прежнему не слишком важно. У вас не будет времени для точной фокусировки, и в реальной трехмерной сцене угловые детали почти наверняка будут на иных расстояниях, чем центральный объект — то есть заведомо не в фокусе.

Широкоугольная документальная фотография — это, почти неизбежно, съемка при существующем освещении. Вы должны тщательно настроить вспышку, чтобы получить ровное освещение сцены, более широкой, чем охватываемая объективом 28 мм [17 мм]. Без этого от вспышки будет только хуже.

Итак, для фотографа-документалиста «светлый» объектив очень ценен. Мой выбор для этой цели — Sigma 20/1.8 EX. Тем не менее, невысокая светосила объектива — не столь серьезное ограничение, как это может поначалу показаться: снимать с рук при коротком фокусном расстоянии гораздо легче, чем при длинном, да и прекрасное качество большинства современных зеркалок на высоких ISO играет важную роль. В любом случае, максимальное техническое качество для документальных снимков не имеет решающего значения, и справедливости ради, шум может даже подчеркнуть ситуацию. Я получал очень хорошие кадры с помощью моих не слишком-то светосильных широкоугольных объективов даже при очень слабом освещении. Не сказал бы, что стремлюсь иметь более «светлый»…

Портрет

Фото 4
Работник на ферме в Камарг, Франция. (Tokina 17/3.5 на 10D)
Стандартная рекомендация — использовать для портрета объектив с фокусным расстоянием от 80 мм [50 мм] до 135 мм [85 мм] или около того. Это, на самом деле, хороший совет — если вы хотите получить классической плечевой голову, с естественными чертами лица, красивым размытым фоном и так далее. Между тем, это не единственный вид портрета, а для некоторых из них, широкий угол будет очень удобным.

Особенность, которую нужно принимать во внимание при съемке портретов широкоугольником — это искажения. Если вы поступите, как при работе с 80 мм [50 мм] объективом, то получите лоб Доктора Зло и нос Буратино. Это может быть очень эффектно в юмористическом портрете, если ваш персонаж имеет чувство юмора, но может оказаться и совсем не тем, чего вы хотели.

Хитрость в том, чтобы отойти назад и рассматривать человека как элемент сюжета. Это позволяет делать необычные, оригинальные и пробуждающие яркие воспоминания портреты: снимок ремесленника в его мастерской, захватывающий значительную часть обстановки, может сказать о его характере намного больше, чем просто фигура ремесленника. Включите свое воображение и используйте окружающие предметы — и вы получите поистине запоминающейся фотографии. И, между прочим, если сделать шаг назад, искажения по большей части исчезнут.


1 2 3 4 5

Петтери Сулонен (Petteri Sulonen) — фотограф из Хельсинки, известный, в том числе, и очень интересными заметками о фотографии, которые он публикует на своем сайте.

Многие из них можно найти в Интернете и в русском переводе.

Эта статья, как и другие статьи Петтери Сулонена, распространяется под Creative Commons Attribution License.

Оставить комментарий

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы вам не начать дискуссию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *