Автор: Петтери Сулонен
Перевод: Михаил Крекин

Проблема со съемкой широкоугольным объективом в том, что он… широкоугольный. То есть, если вы направите камеру на случайный объект, вы получите множество объектов в кадре. Некоторые из них, весьма вероятно, будут темными, другие — светлыми, что-то будет рядом, что-то — далеко. Из-за этого возникают всевозможные сложности, и, фактически, меняются многие привычные правила, методы и даже предпочтительные характеристики объективов.

Характеристики объективов Телеобъектив Нормальный Широкоугольный
Скорость автофокусировки, точность Критично Крайне важно Неважно
Боке Важно Важно Неважно
Рисунок при открытой диафрагме Критично Важно Сравнительно неважно
Рисунок при закрытой диафрагме Неважно Важно Критично
Блики, ореолы Неважно Важно Крайне важно
Относительная важность некоторых характеристик объектива при различных фокусных расстояниях

У телеобъектива малая глубина резкости, большое фокусное расстояние усложняет работу с рук, и вы часто снимаете им объекты, которые не стоят на месте. Это значит, что быстрая и точная фокусировка является критически важной, плохое боке сформирует очень неприятный эффект на большинстве фотографий, и вы будете снимать большую часть времени с полностью открытой диафрагмой, чтобы свести к минимуму дрожание камеры. С другой стороны, узкое поле зрения означает, что можно использовать глубокую бленду, очень эффективно подавляющую блики и отсветы. Иными словами, при покупке телеобъектива, вы можете пожертвовать некоторыми оптическими качествами ради скорости и точности фокусировки — или доплатить за «проворность» одного из двух в остальном равных объективов (например, Canon 70−200/2.8L против Sigma EX 70−200/2.8).

С широкоугольником ситуация во многом обратная. Мы скоро увидим, почему.

Содержание

Примечание: ссылки будут становится активными по мере публикации частей статьи.

  1. Что же особенного в широкоугольнике?
  2. Зачем он нужен?
  3. Экспозиция и обработка
  4. Техника фокусировки
  5. Композиция

Что же особенного в широкоугольнике?

Широкоугольные объективы смотрят на мир совершенно иначе, чем нормальные или телеобъективы. Различия касаются в основном двух вещей: перспективы и глубины резкости. Кроме того, широкоугольные кадры создают особыми трудности для экспозиции.

Замечание по терминологии

Прежде чем идти дальше, я хотел бы остановиться на том, что меня вечно раздражает: на перспективе. Дело в том, что на самом деле объективы ничего не делают с перспективой — она зависит только от расстояния до объекта. То есть, если вы установите камеру на штатив и сфотографируете один и тот же объект дважды при двух различных фокусных расстояниях, а затем обрежете, чтобы объект занимал одинаковую часть кадра, перспектива будет идентична на обоих снимках. Однако, как фотограф, вы вряд ли будете так делать (разве что как эксперимент), а вместо этого вы будете ориентироваться на объект. С широкоугольным объективом вы подойдете к объекту ближе, с длиннофокусным — отойдете назад. Это приводит к изменению соотношения между объектом, фоном и передним планом. Таким образом, в чисто практическом смысле, широкоугольный объектив создаст вам иную «перспективу», чем длиннофокусный. Когда я буду писать в данной статье о «перспективе объектива», понимайте это именно в таком смысле. Если кто-то может придумать лучший термин, чтобы показать отличие, пожалуйста, дайте мне знать!

Другой вопрос терминологии — как выражать «широкоугольность» или «длиннофокусность» объективов. Из-за кроп-фактора цифровых зеркальных камер с этим тоже возникают пролемы. Я буду придерживаться соглашения об использовании для этой цели 35-мм эквивалента фокусного расстояния, даже рискуя этим обидеть клуб «35 мм — для туристов» или других блюстителей точности. По той простой причине, что это наиболее знакомая величина. Если кто-то говорит: «Поле зрения 86 градусов», — это технически точно, но заставляет меня долго чесать голову, пока я подсчитаю и пойму: «Ах, он имеет в виду 24 мм». Таким образом, говоря о фокусных расстояниях, буду указывать их в 35-мм эквиваленте. Тем не менее, я буду записывать соответствующие физические фокусные расстояния для кроп-фактора x1,6 в квадратных скобках. (Если кому-либо из пользователей Nikon, Fuji, Pentax или Сигма это кажется далеким от истины, не ищите здесь злого умысла; я уверен, что если вы будете писать статью, то используете 1,5x или 1,7. Кроме того, 1,6 оказывается довольно точно между этими значениями.)

И наконец, я ограничиваю это обсуждение «прямолинейными» широкоугольными объективами, то есть теми, которые сохраняют прямые линии прямыми (во всяком случае, хочу ограничить). Это происходит в том числе потому, что «рыбий глаз» (fisheye) осложнил бы и без того сложную картину еще дальше. А еще потому, что, кажется, в дни Panorama Tools, большинство людей корректируют оптические искажения «рыбьего глаза» при обработке, в этом случае проблемы такие же, как для объективов без искажения прямых линий.

Что такое широкий угол?

Естественно, нет жесткой границы между «нормальным» объективом и «широкоугольным». По мере развития технологии, становятся доступными все более широкоугольные объективы, так что смещается даже мягкая граница. Однако, чтобы прояснить ситуацию, установим некоторые пределы.

Установим один из них на 35 мм [22 мм]. Все, что шире этого — широкий угол. После этого проведем границу еще и на 24 мм [15 мм]. Шире этого — сверхширокий угол. При этом я имею в виду, что при ЭФР 35 мм и меньше вы встретите много сложностей, но и новых творческих возможностей, характерных для широкоугольной фотографии, а при 24 и меньше не сможете получить достойный результат, не зная особенностей, за исключением, может быть, отдельных случайных удач.

Часто говорят, что 50 мм [32 мм] объектив наиболее точно воспроизводит то, как мы, люди, воспринимаем мир. Хотя это, конечно, спорно, и, я думаю, нет строгих доказательств ни «за», ни «против», определенная доля правды тут есть. В пределах нормального диапазона, скажем, от 35 до 90 мм [22 до 56 мм], как правило, кадр захватывает примерно столько же, сколько человек может увидеть сразу, не поворачивая головы. Соотношение между объектами переднего и заднего плана будут выглядеть «правильно» или «естественно» (хотя я подозреваю, что это больше художественная условность, чем истинное отражение нашего восприятия). Объекты в целом не сильно искажены, за исключением обычных искажений, возникающих при проецировании 3-мерных объектов на плоскость — перспективы.

Широкоугольная сцена — больше. Она соответствуют тому, что увидеть можно, только повернув голову, и могут содержать большое число объектов на разных расстояниях. Это значит, что широкоугольная фотография предоставляет чрезвычайно богатые возможности для творчества. Она может выявить связи и взаимодействия, не очевидные для зрителя. А самое главное, может «втянуть» зрителя в совершенно особую реальность, совсем не похожую на «взгляд глазами фотографа», получающийся на снимках нормальным объективом.

Перспектива

фото 1
Кафедральный собор в Хельсинки, Финляндия. Камера направлена вверх, в результате вертикали сходятся. (Tokina 17/3.5 на 10D)
Наиболее очевидно широкоугольный объектив характеризуется его «преувеличенной» перспективой. Это означает, что попросту фоновые объекты кажутся расположенными гораздо дальше от переднего плана, чем на самом деле. Это преувеличение происходит, когда сцена проецируется на плоскость, и прямые линии оказываются прямыми. (Кстати, проекция «рыбьего глаза», где прямые могут изгибаться, не менее «реалистична», чем прямолинейная проекция. Мы просто не привыкли к ней, и она сильнее захватывает наше внимание.) Тем не менее, это свойство имеет несколько не столь простых, а иногда и противоречивых следствий.

Если ваша камера хоть немного не горизонтальна, вертикали будут сходиться. Здания будут выглядеть наклоненными. Лично мне особенно нравится эта особенность: она предоставляет множество творческих возможностей. Тем не менее, бывают случаи, когда вы хотите снять дом без этого перспективного эффекта. Конечно, вы можете исправить искажения при обработке, но всегда лучше получить правильное изображение в камере. Метод: разместить горизонт в центре, сделать снимок, а затем обрезать лишние части изображения. В результате вертикали будут вертикальными.

фото 2
Здание сфотографировано строго фронтально на 19 мм: нет искажения перспективы. (Sigma 12−24 на 10D)
Плоские объекты, точно перпендикулярные оси объектива, выходят неискаженными. Поставьте в углу кадра вырезанного из картона в натуральную величину Боба Фетта, направьте камеру на него строго перпендикулярно и сделайте снимок. Боба выйдет полностью соответствующим оригиналу. Однако, если вы поставите друга, одетого как Боба Фетт в противоположном углу, он выйдет серьезно растянутым. Это потому, что он 3-мерный, а картонный — плоский.

Глубина резкости

«Объективы с короткими фокусными расстояниями имеют очень и очень большую глубину резкости». Это совершенно верно. Однако, у этой медали есть обратная сторона: широкие сцены, как правило, еще и очень глубоки, так что вам будет нужна вся эта глубина резкости и еще намного больше, чтобы сохранить всё резким Кроме того, люди смотрят на широкоугольные фотографии так, как они смотрят на реальную сцену — их глаза перемещаться от одной части снимка к другой. Это значит, что области, которые слегка смягчены, хотя должны быть резкими, выглядят гораздо более неприятно, чем на снимках нормальным или телеобъективом, где нерезкие участки являются частью композиции. В итоге, требуется уделять больше внимания и сил для фокусировки при съемке широкоугольным объективом, чем нормальным или длиннофокусным. Подробнее об этом позже.

Блики

фото 3
Финикийский дамбы в Батруне, Ливан. Солнце прямо в кадре. Видны несколько пятен от бликов, но они в целом не сильно отвлекают. Большинству объективов было бы очень трудно справиться с этой сценой. Обратите внимание на детали, сохраненные на очень темных участках стены. (Tokina 17/3.5 на 10D.)
Блики создают особые сложности при широкоугольной съемке. Из-за широкого поля зрения, невозможно использовать глубокие бленды. По той же причине, не редкость, когда яркий источник света оказывается в кадре или близко от его границ. Это приводит к пятнам от бликов на линзах и потере контрастности. Иными словами, широкоугольный объектив, который неаккуратно обрабатывает блики, отвратительно уродует многие кадры. Вы, как фотограф, должны в любом случае учитывать блики: или встраивать их в композицию, или попытаться свести их влияние к минимуму при съемке. Например, если вы планируете обрезать фотографию, можете затенить объектив рукой, даже если в результате рука появится в той части изображения, которую будет удалена.


1 2 3 4 5

Петтери Сулонен (Petteri Sulonen) — фотограф из Хельсинки, известный, в том числе, и очень интересными заметками о фотографии, которые он публикует на своем сайте. Многие из них можно найти в Интернете в русском переводе.

Эта статья, как и другие статьи Петтери Сулонена, распространяется под Creative Commons Attribution License.

Show 3 Comments

3 Comments

  1. denvist

    спасибо за труд! весьма интересно и полезно 😉

  2. Егор

    цитата: «Часто говорят, что 50 мм [32 мм] объектив наиболее точно воспроизводит то, как мы, люди, воспринимаем мир»
    А как же объективы-портретники 80 мм [кроп 50мм], ценящиеся за реалистичное изображение фигуры и лица человека?

  3. Тем не менее, углу зрения человека в наибольшей мере соответствуют объективы с ЭФР, близким к 50 мм.
    С портретником ситуация не столь проста. Ну, то есть дело не только и не столько в том, какой получается угол зрения. Увеличенное ФР позволяет получить с одной стороны, как бы сказать, более сжатую перспективу (т.е. например, зрительное уменьшение носа ;)), причем это, в большей степени касается лицевого-плечевого-грудного портрета, для ростового и 50 мм даст вполне приемлемую перспективу. Во-вторых, достигается меньшая глубина резкости.
    (Ну, еще для портретника существенны характеристики, вообще не связанные физически с ФР)

Comments are closed