1. Первая фотография
Для съемки самой ранней из известных нам фотографии «Вид из окна на Ле Грас» Жозеф Нисефор Ньепс (Joseph Nicéphore Niépce) использовал выдержку около 8 часов. В технологии, названной им «гелиографией» использовалась пластинка, покрытая тонким слоем битума. После экспонирования незасвеченные участки смывались с помощью лавандового масла.
2. Дагеротип
Существенно сократить время экспонирования позволило изобретение дагеротипии (технология обнародована в 1839 г.). Она получила название в честь Луи Дагера (Louis Jacques Mandé Daguerre), сумевшего развить идеи Ньепса до реально применимой технологии. В ней использовалась посеребренная медная пластинка, которую перед самой съемкой обрабатывали парами йода. Полученное при экспонировании скрытое изображение проявлялось парами ртути, а затем закреплялось.
3. Негативно-позитивный процесс
В 1841 г. Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot) получил патент на негативно-позитивный процесс. Он назвал её «калотипией» (Calotype, от греческого «красивый отпечаток»). В своей технологии Тальбот использовал йодо-серебряную светочувствительную бумагу. Теперь стало возможным получить множество копий одной фотографии.
4. Военные фотографы
Наиболее часто встречается мнение, что первым военным фотографом был Роджер Фентон (Roger Fenton). В 1855 г. он был направлен, чтобы сделать репортаж о Крымской войне. Стремясь сформировать среди англичан положительное мнение о ней, он не снимал ужасы войны: разрушения, убитых и раненых солдат.
Однако, надо заметить, что на год раньше на Крымской войне со своей камерой побывал румынский (по другим данным, венгерский) фотограф Кароль Шатмари (Carol Szathmari). Он, кстати, вероятно единственный, кто снимал там не только англо-французско-турецкие, но и русские войска (и едва не погиб от турецкой артиллерии, когда его приняли за русского шпиона).
Вообще говоря, лавры первого военного фотожурналиста должны были бы достаться неизвестному американцу, сделавшему дагерротипы во время американо-мексиканской войны 1846−1847 гг…
5. Первая доступная камера
В 1888 году Джордж Истмен (George Eastman) запатентовал и приступил к серийному выпуску первой камеры под маркой Kodak. Это была революция в фотографии: новый «Kodak Box» был рассчитан на любителей (и реально им доступен).
Камера была очень проста: ящик, объектив с постоянной диафрагмой, выставленный на гиперфокальное расстояние. Резким было всё от 2,5 м до бесконечности. Затвор с единственной выдержкой взводили, потянув за шнурок. Затем нужно было ключиком перемотать пленку — и нажать на кнопку. Но главное…
Главное — аппарат заряжался рулоном светочувствительной бумаги на 100 (сто!) снимков. Причем, отсняв всю ленту, камеру целиком отправляли фирме-изготовителю. А потом получали назад вновь заряженную вместе с готовыми отпечатанными кадрами с предыдущей ленты. Фотолюбитель был полностью избавлен от всех процессов обработки — весьма непростых в то время. И всё это за сравнительно небольшие деньги. Камера стоила $ 25 (примерно месячная зарплата служащего), а обработка-печать-перезарядка — $ 10 (в пересчете к современному уровню — примерно $ 630 и $ 250 соответственно).
Интересно, что снимки были… круглыми, диаметром 2,5 дюйма (примерно 6 см). Это, с одной стороны, избавляло от опасности «завалить горизонт» ;). С другой же стороны, позволяло максимально использовать возможности примитивного объектива.
Посмотреть еще снимки, сделанные Kodak No.1
Кстати, идея использования ленты на большое число кадров, обрабатываемой фирмой производителем, впервые была реализована нашим соотечественником Лейоном Варнерке (настоящее имя — Владислав Малаховский). Но его камера и фотоматериалы стоили слишком дорого…