Перевод еще одной популярной статьи Андржея Вротняка — Using Your E-500 (версия от 2007/03/04)
Другие статьи Андржея Вротняка об Olympus E-System.


В этой статье приводятся некоторые рекомендации по использованию цифровой камеры Olympus E-500. Она как бы продолжает другую статью, Настройка E-510, E-410, которую я также рекомендую прочесть (желательно, до этой).

Из статьи исключены две темы: съемка со вспышкой и функции просмотра изображений. Впоследствии им, скорее всего, будут посвящены отдельные заметки.

Я также планирую дополнить эту статью, чтобы она полностью соответствовала E-510; пока учитывайте, что большая часть информации применима и к этой камере, в то время как новые функции (в том числе, Live View и стабилизация изображения), естественно, отсутствуют.


Содержание

Статья довольно большая, поэтому, я думаю, содержание поможет вам в ней ориентироваться.

Стоит ли беспокоиться?

Да, вы можете включить свой E-500 в режим AUTO и просто нажимать большую кнопку. Но если вы стремились довериться автоматике, лучше было купить мыльницу с супер-зумом, пятьюдесятью сюжетными режимами, записью видео и встроенным плеером MP3.

Но нет, вы хотели иметь возможность творческого управления; именно поэтому вы купили SLR. Вы уверены, что разумный человек способен сделать выбор лучше компьютерной программы. Вы хотите сами делать свои снимки, а не позволять камере снимать вместо вас. И, конечно, вы правы!

Замечание: словом мыльница мы обозначили камеру, не позволяющую пользователю управлять процессом съемки, за исключением кадрирования, зумирования, а также выбора момента съемки: только укажи-и-щелкни. Точнее, я имею в виду [не]возможность произвольного выбора параметров экспозиции; в этом я вижу принципиальное отличие. Различные «сюжетные режимы» не в счет: пользователь по-прежнему не знает, что и почему делает камера.

Я встречал это слово, использованным, зачастую пренебрежительно, по отношению к любой не-зеркальной камере. На самом деле, трудно отнести Graflex или Leica к «мыльницам», тогда как некоторые любительские зеркалки недавнего прошлого мало отличались от «мыльниц», имея только программные режимы без возможности ручных изменений.

Большинство SLR могут работать практически как «мыльницы», будучи включенными в режим «All Auto», а многие компакты позволяют в той или иной мере влиять на экспозицию. Так что граница довольно размыта.

Настраиваемые параметры

Все имеющиеся в камерах настройки можно разделить на две большие группы:

  • Предпочтения пользователя, настраивающие камеру в соответствии с вашими вкусами и привычками. Они, будучи однажды установленными, меняются редко (или вообще никогда), но при этом умножают число переменных, о которых нужно знать и держать под контролем, делают процесс съемки более запутанным и подверженным ошибкам.

    Например: шаг изменения ISO; функции кнопки Lock.

  • Параметры съемки, настраивающие поведение камеры при съемке очередного кадра (или серии кадров); они меняются часто, иногда перед каждым кадром.

    Примеры: режим экспозиции, компенсация, баланс белого, чувствительность ISO, режим серийной съемки.

Хотя распределение на указанные группы не всегда однозначно, большинство настроек, подобных указанным в примерах, сомнений не вызывают.

Первая группа (параметры предпочтений пользователя) обсуждается в другой статье. Здесь мы сконцентрируемся на второй группе: параметрах съемки.

Внешние органы управления

Все внешние органы управления E-500 (кнопки, переключатели, диски) размещены на верхней и задней частях камеры. Посмотрите:

E-500


E-510 [добавлено переводчиком]

На верхней стороне — некоторые из наиболее важных:

  • Выключатель;
  • Кнопка спуска затвора. В дополнение к основной функции — получению снимка — она, при половинном нажатии, фиксирует экспозицию (AE) и/или фокус (AF). Она может использоваться совместно с кнопкой AE/AF lock, причем их взаимодействие может быть очень гибко настроено.
  • Диск режимов съемки, используется для переключения между различными режимами экспозиции, обсуждаемыми далее;
  • Кнопка коррекции экспозиции. Ее нажатие позволяет точно подстроить экспозицию, вращая…
  • Диск управления. Это очень важный элемент интерфейса, который используется для четырех (!) разных действий:
    • Большинство доступных оперативных настроек выполняется вращением диска при нажатой соответствующей кнопке (камера — в режиме съемки).
    • Когда для выбора параметра используется Панель управления, вращение диска меняет этот параметр.
    • Без нажатия кнопок управляющий диск может быть использован для:
    • Когда камера находится в режиме просмотра снимков, вращение диска изменяет увеличение изображения.

Справа от дисплея на задней стороне камеры размещено довольно много элементов управления:

  • Кнопка AE/AF lock, см. ниже про ее использование, а в статье о настройках — о выборе ее функции.
  • Кнопка Тест баланса белого. Спуск затвора при удержании этой кнопки (камера должна быть наведена на белую или нейтрально-серую поверхность) выполняет измерение реального баланса белого, это очень точный метод для установки ББ. Подробнее — в отдельном разделе.

    Довольно легко, в зависимости от того как вы привыкли держать камеру, случайно прижать эту клавишу большим пальцем в тот момент, когда делаете снимок. В результате будет, во-первых, потерян кадр (вместо снимка будет сделано измерение ББ!), а вдобавок баланс белого для последующих снимков будет установлен на основе этого измерения — скорее всего, ошибочного, если только вы не снимали белую простыню. Это — следствие недоработки дизайна: углубление для пальца, над которым расположена кнопка, недостаточно большое (у E-300 такой проблемы нет). Есть три способа избежать описанной опасности:

    • Выработайте привычку регулярно проверять установку баланса белого на мониторе (частая проверка параметров — вообще хорошая идея).
    • Поменяйте функционал кнопок «Тест ББ» и «Фиксация AE/AL». Это полумера, так как теперь можно случайно зафиксировать экспозицию.
    • Отключите эту кнопку. Это подходит только в том случае, если вы никогда не будете устанавливать баланс белого по тесту, отказавшись от этой — на самом деле очень полезной — функции.

    Мой друг часто сталкивался с последствиями это проблемы, пока я не взглянул на данные EXIF его снимков и не догадался о причине. Это случилось и со мной, дважды в один день в жару на Карибах — из-за потных рук я пытался держать камеру не так, как обычно. Между тем, это было только однажды за 10 месяцев использования камеры, так что я не стал менять настройки. Выбор за вами.

    [В E-510 появилась возможность назначать этой клавише одну из нескольких функций, помимо теста ББ. Соответственно, она изменила и свое название — на [Fn]. Тем не менее, наиболее логичным будет использовать ее так, как это было в E-500.— Прим. переводчика]

  • Выбор точки автофокуса: прижмите и вращайте диск управления. Функция описывается ниже.
  • Режим серийной съемки; здесь же настраивается автоспуск и инфракрасное дистанционное управление; см. подробное описание. [В E-510 эта кнопка перенесена на верхнюю сторону камеры.-- прим. переводчика]
  • Четыре кнопки со стрелками, расположенные по кругу, имеют двойной функционал. Они используются для перемещения по меню, панели управления или просматриваемому изображению; в других ситуациях у каждой из них есть особая функция, выполняемая совместно с диском управления: баланс белого (WB), метод экспозамера, режим фокусировки (обозначен «AF») и чувствительность (ISO).
  • Кнопка [OK] в центре круга, образованного кнопками-стрелками, служит для подтверждения выбора (если активно меню) или для активизации панели управления (если она показана на дисплее). Когда панель находится в активном режиме, кнопка [OK] вызывает экран настройки выбранного (подсвеченного) параметра. Просто поэкспериментируйте с ним, это проще, чем читать (а мне — сочинять) детальное описание.

Кнопки слева от экрана, за исключением круглой кнопки режима вспышки [В E-510 перенесенной на верхнюю сторону -- прим. переводчика], относятся к дисплею и просмотру снимков.

  • Просмотр (зеленый треугольник): переключение между режимами съемки и просмотра;
  • Удаление (красная корзина для мусора): просматриваемый снимок удаляется с карты памяти. Кнопка неактивна в режиме съемки.
  • Включение/выключение меню, обозначена [MENU]: включает и выключает отображение меню на дисплее.
  • Панель управления, обозначена [INFO]: в режиме съемки переключает панель управления между тремя режимами: простым, подробным и отключенным; в режиме просмотра снимков изменяет объем информации, отображаемой «поверх» изображения.

Круглая кнопка режима вспышки, расположеная чуть выше этих четырех, выполняет две функции:

  • Когда встроенная вспышка закрыта (и нет установленной и включенной внешней), она будет открыта, и начнется зарядка;
  • Если какая-либо вспышка включена, вращение диска управления при нажатой этой кнопке позволяет выбрать необходимый режим вспышки.

Обратите внимание также на маленькую ручку диоптрийной коррекции, непосредственно на левой [у E-510 — на правой — прим. переводчика] стороне видоискателя. Сюрприз: он — чисто механический!

Использование аппаратных кнопок

Все кнопки могут быть использованы одним из двух способов:

  • Самостоятельно: нажатие кнопки включает (или переключает) что-либо: так действуют кнопки Просмотр, Удаление, Меню и Info (панель управления), а также AEL/AFL и тест баланса белого.
  • Совместно с диском управления: нажатие кнопки выводит на дисплей соответствующую настройку (включая её, если нужно); затем значение параметра выбирается вращением диска. Так работают все остальные кнопки.

(Кнопка вспышки комбинирует оба способа, как описано выше)

Если диск управления не повернут в течение определенного интервала времени после нажатия кнопки, страница настройки убирается с экрана. Этот период ожидания можно настроить по своему вкусу.

Хотя метод «нажми-и-поверни» — самый быстрый путь настройки, он существует не для всех функций. Многие из оставшихся (вдобавок к этим) могут быть изменены с помощью панели управления, речь о которой пойдет в следующем разделе.

Панель управления

Нет ничего плохого в том, что предпочтения пользователя выбираются с помощью системы меню, подобно настраиваемым функциям некоторых пленочных зеркалок («настроить функцию 5 как вариант 3»). Это делается всего один раз.

Параметры съемки, напротив, должны изменяться легко, без «путешествий» по меню в их поисках. Как минимум, они должны в хорошо спроектированной камере быть на виду.

В идеале, каждый параметр съемки должен обслуживаться собственной ручкой, положение которой наглядно показывало бы значение этого параметра. Это справедливо: один и тот же элемент интерфейса будет использован и для настройки, и для указания текущего значения. Так было во всех классических зеркальных камерах.

Разработчики цифровых фотоаппаратов столкнулись здесь с проблемой. Во-первых, число изменяемых параметров — больше, чем в пленочных камерах. Добавились величины, которые раньше было невозможно изменить, например, чувствительность или баланс белого (раньше для этого было необходимо зарядить другую пленку). Во-вторых, производители стремяться снизить производственные затраты, будучи вынужденными тратить большие средства на новые разработки в условиях быстрого развития технологий. Добавочные кнопки и (особенно) поворотные ручки стоят дороже электронных схем, да еще занимают дополнительное место на корпусе камеры. Вот поэтому цифровые камеры, в основном, не столь просты и приятны в управлении, как пленочные.

Недовольные этими ограничениями, разработчики E-500 провели исключительную работу, превосходящую то, что сделано для других камер, исключая, быть может, Minolta Maxxum 7D. Дизайн этой модели Olympus отличается от всех предшественников. С одной стороны, она унаследовала у старых моделей два приема управления:

  • Для наиболее часто изменяемых параметров: нажимаем кнопку и вращаем диск управления, отслеживая значение на мониторе.
  • Для остальных: находим нужную опцию в меню, используя клавиши управления курсором.

С другой стороны, E-500 получила еще один вариант управления, и эта функция заслуживает, возможно, наибольшего внимания.

  • Кнопками со стрелками перемещаемся к нужной опции в панели управления, затем вращаем диск для ее настройки.

Вроде бы, ничего особенного, но на самом деле изменение — революционное. Иногда мне кажется, что это работает быстрее аппаратных кнопок. К тому же, я обычно и так бросаю взгляд на панель, чтобы проверить параметры съемки.

На самом деле, есть два варианта панели управления: краткая и полная; они переключаются кнопкой [INFO] внизу слева от дисплея. Третье состояние, как нетрудно догадаться, выключенное.

Вначале, сразу после покупки E-500, я старался больше использовать полный вариант; теперь, когда я «наигрался» с настройками, и мои предпочтения стабилизировались, краткий вариант кажется более интуитивным в применении: если параметр здесь не указан, его, скорее всего, и не требуется изменять в ходе съемочной сессии.

Индивидуальные настройки

Пройдемся по индивидуальным настройкам, начиная с тех, что, по моему мнению, используются наиболее часто.

Предварительно позвольте описать процедуру настройки параметра через панель управления; я буду упоминать её постоянно.

  1. Если панель управления не активна, нажмите кнопку [OK];
  2. Используя кнопки-стрелки, выберите (подсветите) параметр, который нужно подстроить;
  3. Используя диск управления, выберите нужное значение параметра;
  4. Если хотите изменить еще один параметр, вернитесь к шагу 2; иначе нажмите кнопку [INFO] (возможно, дважды), чтобы выключить панель управления [выключать совсем не обязательно.- прим. переводчика].

Стоит привыкнуть перед отключением панели проверять, все ли параметры имеют нужные значения. Игнорирование этого — одна из основных причин бракованых снимков.

Raw или RGB?

Панель управления позволяет выбрать, будет снимок сохранен в raw (файл.ORF, содержащий оригинальные данные, полученные с сенсора), в файле TIFF (RGB, без сжатия) или в формате JPEG (RGB, сжатие с потерями). Подробнее об этом — в отдельной статье раздела Nitty-Gritty.)

Хотя этот выбор должен быть сделан заранее, еще на этапе настройки камеры, и не меняться от снимка к снимку, он будет влиять на несколько. съемочных параметров, которые обсуждаются далее.

Некоторые параметры не влияют на сам процесс съемки (т.е. на правильность экспозиции), а применяются на этапе преобразования raw-RGB (TIFF или JPEG); поэтому при съемке в raw они не важны; выбор откладывается до этапа «проявки» raw на компьютере.

Даже не будучи примененными, эти настройки сохраняются в метаданных файлов ORF; при последующей обработке вы сможете использовать как их, так и выбрать другие значения.

К этим параметрам относятся: баланс белого, резкость, контрастность, насыщенность и тональность (высокий/низкий/нормальный ключ), включая любые их смещения, связанные с выбранным Picture Mode.

У E-500 есть встроенная функция преобразования raw-RGB, которой можно воспользоваться в любое время после сохранения кадра. В этом случае используются текущие параметры преобразования, а не те, которые были выставлены в момент съемки. Заметьте, что оригинат при этом не будет изменен.

Качество изображений RGB (разрешение и сжатие)

Этот раздел имеет значение, если вы решили сохранять снимки в формате JPEG. Даже в этом случае, я советую не менять параметры JPEG от кадра к кадру: это увеличивает вероятность ошибки.

Предоставлено три варианта сохранения в формате JPEG, обозначенные как SHQ (Super-High Quality, наивысшее качество), HQ (High Quality, высокое качество) и SQ (Standard Quality, стандартное качество). Степень сжатия может быть настроена для HQ и SQ, а для последнего вы можете выбрать еще и разрешение в пикселах. Это описано в другой статье.

Панель управления позволяет быстро переключать формат: RAW, TIFF, SHQ, HQ или SQ. Я пришел к выводу, что HQ, настроенный в соответствии с упомянутой статьей, можно использовать в большинстве случаев, иногда переключаясь на SHQ, и только в редких случаях использовать формат ORF (который имеет некоторые преимущества, если вы действительно знаете, что сделаете при последующем преобразовании в RGB).

Дополнительные варианты: RAW+SHQ, RAW+HQ и RAW+SQ, позволяют сохранять наряду с исходными, необработанными, данными, один из вариантов JPEG. Если вы — не сильно загруженный профи, отправляющий одну копию своему редактору, а вторую оставляющий для последующей обработки, сомневаюсь, что вам они будут полезны.

Оставить комментарий

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы вам не начать дискуссию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.