© Tim Solley, 2007
Эта статья — часть цикла «Портретный свет для начинающих». Он призван помочь вам превратиться из начинающего фотографа в классного портретиста.
Интересно, сколько читателей разбежалось, едва увидев название этой статьи? «Черт возьми, он собрался говорить здесь о законах физики, Это не для меня!» Не волнуйтесь, я постараюсь рассказать всё кратко и, что еще важнее, просто. Итак, приступим.
Основные законы
- Большой источник света дает мягкое освещение, а маленький — жесткое.
- Чем ближе источник к объекту, тем свет мягче, а чем дальше — тем свет жестче.
- Чем ближе источник к объекту, тем он ярче.
Закон 1. Размер и мягкость
Это очень просто. Чем больше источник света, тем более мягкими и размытыми будут границы света и тени. Маленький точечный источник света создаст жесткую тень. В портретной съемке традиционно используют большие источники, обеспечивающие мягкое освещение. Это достигается с помощью зонтов, софтбоксов и других приспособлений, о которых мы в скором времени поговорим. Это не значит, что мягкий свет лучше, просто он — традиционен.
Чтобы увидеть этот закон в действии, проведем небольшой опыт. Посадите вашего партнера на диван около настольной лампы. Нет партнера? Попробуйте вытянуть собственную ногу, только не на глазах у соседей, а то подумают, что у вас съехала крыша. Хорошо. Теперь снимите плафон и посмотрите, как действует жесткий свет от маленькой открытой лампочки. Верните плафон на место и понаблюдайте, как свет становится мягче, из-за того что источником теперь является весь плафон, который заметно больше лампочки. Ваша нога выглядит лучше при таком свете? Или, возможно, жесткий свет скрывал в тени что-то, что не хотелось бы видеть? Ну, вы по-прежнему считаете, что нельзя нарушать правила? Но я отвлекся…
Довольно просто, не правда ли? Большой = мягкий, а маленький = жесткий. Перейдем к закону 2.
Закон 2. Расстояние и мягкость
Прочтя первый закон, вы можете спросить «Эй, но ведь Солнце — это такой огромный источник света! Почему же свет от него настолько жесткий?» Хороший вопрос, и в любой книге о свете в фотографии этот пример используют, рассказывая о законах освещения.
Хоть Солнце и гигантское, но расстояние до него настолько велико, что его видимый нам размер ничтожен. Так что всё, на самом деле, прямо вытекает из первого закона. Если смотреть на однодюймовый источник рядом с вами и десятидюймовый на расстоянии 10 футов, их видимые размеры будут одинаковыми. Значит они дадут одинаковый эффект освещения (в смысле мягкости, об интенсивности чуть позже).
По этой причине вспышка Speedlight будет маленькой и дающей жесткое освещение при съемке вашей подружки, но от нее же получится очень мягкий свет, если установить ее рядом с божьей коровкой. Близость сделает источник света громадным.
Закон 3: Расстояние и интенсивность
Хорошо, если вы продлолжаете читать, то поняли, что всё очень просто. Не подведите меня. Осталось самое сложное, но — самое сложное среди простого.
Свет быстро ослабевает, причем нелинейно. Это называют законом обратных квадратов. Если бы у нас был урок физики, мне бы пришлось объяснять это. Но, поскольку мы фотографы — люди творческие — оставим это. Математика? К черту.
Суть вот в чем: чем дальше источник, тем меньше света падает на объект. Важно, что влияние изменения расстояния тем сильнее, чем ближе источник света к объекту. Перемещение светильника на 5 футов, если он был на расстоянии в 10 футов, изменит яркость намного сильнее, чем при перемещении со 100 футов до 105. В первом случае эффект будет разительным, во втором — практически незаметным.
Если вас интересуют подробности, вот они, хотя и без математики. Нам удобнее мерять свет в терминологии «стопов». Чтобы уменьшить падающий на объект свет на два стопа, удвойте расстояние до источника. Чтобы увеличить на два стопа, соответственно, уменьшите в те же два раза. Чтобы увеличить еще на два стопа, понадобится вновь уменьшить расстояние вдвое, но от уже уменьшенного, а не исходного. Чуть-чуть задумавшись над этим, вы быстро поймете и ситуацию в примере выше. Изменение расстояния с 10 футов до 15 уменьшает освещения примерно на 1 стоп, тогда как со 100 до 105 почти ни на что не повлияет.
Основное здесь то, что освещение изменяется совершенно предсказуемым образом, и, знание этого правила позволит подстраивать свет значительно проще и с меньшим числом «проб и ошибок». Иногда во время съемки проще передвинуть осветитель, чем подстраивать его мощность, поскольку это быстрее, а также потому что вам точно известен результат, благодаря закону обратных квадратов.
Самое главное: диафрагма в вашей камере работает аналогично. Когда вы слышите, что кто-то сказал: «Эта область примерно на стоп светлее, чем та," — значит, здесь света на одну единицу больше, чем в более темной области. Очень удобно думать в единых терминах и о настройках камеры, и об интенсивности света. Фокус в том, что после некоторой практики можно привыкнуть на глаз определять реальное изменение на стоп.
Не буду забивать вам головы более подробным объяснением закона обратных квадратов. С моей точки зрения, если вы тратите больше времени на числа, чем на съемку, то обделяете себя.
Упражнения
Что? Домашнее задание? Вы, конечно, можете и не обращать на него внимания. Но есть несколько вещей, которые надо бы сделать, прежде чем мы перейдем к следующему разделу, чтобы лучше разобраться со светом.
- Проведите описанный выше опыт с лампой.
- Попробуйте сделать несколько кадров с источниками света разных размеров и понаблюдайте за эффектом.
- Попробуйте снять несколько кадров в темной комнате с единственной лампой. Сделайте снимок, затем отодвиньте объект на вдвое большее расстояние. Сделайте еще снимок. Посмотрите, как меняется интенсивность света. Снова отодвиньте объект и сделайте снимок. Начните сначала, но на каждом шагу изменяйте настройки камеры в ручном режиме. Если объект перемещен на правильное расстояние, экспозиция на всех шагах должна получиться одинаковой.
Далее: Камера и свет
К содержанию