© Tim Solley, 2007

Эта статья — часть цикла «Портретный свет для начинающих». Он призван помочь вам превратиться из начинающего фотографа в классного портретиста.

Интересно, сколько читателей разбежалось, едва увидев название этой статьи? «Черт возьми, он собрался говорить здесь о законах физики, Это не для меня!» Не волнуйтесь, я постараюсь рассказать всё кратко и, что еще важнее, просто. Итак, приступим.

Основные законы

  1. Большой источник света дает мягкое освещение, а маленький — жесткое.
  2. Чем ближе источник к объекту, тем свет мягче, а чем дальше — тем свет жестче.
  3. Чем ближе источник к объекту, тем он ярче.

Закон 1. Размер и мягкость
Это очень просто. Чем больше источник света, тем более мягкими и размытыми будут границы света и тени. Маленький точечный источник света создаст жесткую тень. В портретной съемке традиционно используют большие источники, обеспечивающие мягкое освещение. Это достигается с помощью зонтов, софтбоксов и других приспособлений, о которых мы в скором времени поговорим. Это не значит, что мягкий свет лучше, просто он — традиционен.

Чтобы увидеть этот закон в действии, проведем небольшой опыт. Посадите вашего партнера на диван около настольной лампы. Нет партнера? Попробуйте вытянуть собственную ногу, только не на глазах у соседей, а то подумают, что у вас съехала крыша. Хорошо. Теперь снимите плафон и посмотрите, как действует жесткий свет от маленькой открытой лампочки. Верните плафон на место и понаблюдайте, как свет становится мягче, из-за того что источником теперь является весь плафон, который заметно больше лампочки. Ваша нога выглядит лучше при таком свете? Или, возможно, жесткий свет скрывал в тени что-то, что не хотелось бы видеть? Ну, вы по-прежнему считаете, что нельзя нарушать правила? Но я отвлекся…

Довольно просто, не правда ли? Большой = мягкий, а маленький = жесткий. Перейдем к закону 2.

Закон 2. Расстояние и мягкость
Прочтя первый закон, вы можете спросить «Эй, но ведь Солнце — это такой огромный источник света! Почему же свет от него настолько жесткий?» Хороший вопрос, и в любой книге о свете в фотографии этот пример используют, рассказывая о законах освещения.

Хоть Солнце и гигантское, но расстояние до него настолько велико, что его видимый нам размер ничтожен. Так что всё, на самом деле, прямо вытекает из первого закона. Если смотреть на однодюймовый источник рядом с вами и десятидюймовый на расстоянии 10 футов, их видимые размеры будут одинаковыми. Значит они дадут одинаковый эффект освещения (в смысле мягкости, об интенсивности чуть позже).

По этой причине вспышка Speedlight будет маленькой и дающей жесткое освещение при съемке вашей подружки, но от нее же получится очень мягкий свет, если установить ее рядом с божьей коровкой. Близость сделает источник света громадным.

Закон 3: Расстояние и интенсивность
Хорошо, если вы продлолжаете читать, то поняли, что всё очень просто. Не подведите меня. Осталось самое сложное, но — самое сложное среди простого.

Свет быстро ослабевает, причем нелинейно. Это называют законом обратных квадратов. Если бы у нас был урок физики, мне бы пришлось объяснять это. Но, поскольку мы фотографы — люди творческие — оставим это. Математика? К черту.

Суть вот в чем: чем дальше источник, тем меньше света падает на объект. Важно, что влияние изменения расстояния тем сильнее, чем ближе источник света к объекту. Перемещение светильника на 5 футов, если он был на расстоянии в 10 футов, изменит яркость намного сильнее, чем при перемещении со 100 футов до 105. В первом случае эффект будет разительным, во втором — практически незаметным.

Если вас интересуют подробности, вот они, хотя и без математики. Нам удобнее мерять свет в терминологии «стопов». Чтобы уменьшить падающий на объект свет на два стопа, удвойте расстояние до источника. Чтобы увеличить на два стопа, соответственно, уменьшите в те же два раза. Чтобы увеличить еще на два стопа, понадобится вновь уменьшить расстояние вдвое, но от уже уменьшенного, а не исходного. Чуть-чуть задумавшись над этим, вы быстро поймете и ситуацию в примере выше. Изменение расстояния с 10 футов до 15 уменьшает освещения примерно на 1 стоп, тогда как со 100 до 105 почти ни на что не повлияет.

Основное здесь то, что освещение изменяется совершенно предсказуемым образом, и, знание этого правила позволит подстраивать свет значительно проще и с меньшим числом «проб и ошибок». Иногда во время съемки проще передвинуть осветитель, чем подстраивать его мощность, поскольку это быстрее, а также потому что вам точно известен результат, благодаря закону обратных квадратов.

Самое главное: диафрагма в вашей камере работает аналогично. Когда вы слышите, что кто-то сказал: «Эта область примерно на стоп светлее, чем та," — значит, здесь света на одну единицу больше, чем в более темной области. Очень удобно думать в единых терминах и о настройках камеры, и об интенсивности света. Фокус в том, что после некоторой практики можно привыкнуть на глаз определять реальное изменение на стоп.

Не буду забивать вам головы более подробным объяснением закона обратных квадратов. С моей точки зрения, если вы тратите больше времени на числа, чем на съемку, то обделяете себя.

Упражнения
Что? Домашнее задание? Вы, конечно, можете и не обращать на него внимания. Но есть несколько вещей, которые надо бы сделать, прежде чем мы перейдем к следующему разделу, чтобы лучше разобраться со светом.

  1. Проведите описанный выше опыт с лампой.
  2. Попробуйте сделать несколько кадров с источниками света разных размеров и понаблюдайте за эффектом.
  3. Попробуйте снять несколько кадров в темной комнате с единственной лампой. Сделайте снимок, затем отодвиньте объект на вдвое большее расстояние. Сделайте еще снимок. Посмотрите, как меняется интенсивность света. Снова отодвиньте объект и сделайте снимок. Начните сначала, но на каждом шагу изменяйте настройки камеры в ручном режиме. Если объект перемещен на правильное расстояние, экспозиция на всех шагах должна получиться одинаковой.

Далее: Камера и свет
К содержанию

Тим Салей (Tim Solley) — известный фотограф из Форт Коллинз (Колорадо, США), активный участник ассоциации Professional Photographers of America. Вместе со своей супругой Элизабет он снимает портреты, преимущественно, семейные, свадебные и детские.

С 2006 года Тим ведет блог Sublime Light («Грандиозный свет»), призванный рассказать фотографам, как улучшить их портретные снимки. За время существования блога со статьями Тима познакомилось более ста тысяч фотографов из более чем полутора сотен стран.

«Для меня очень важно, чтобы каждый раз, когда я нажимаю кнопку спуска, получившийся снимок рассказывал какую-нибудь историю. Он должен передавать чувства, эмоции, индивидуальность. В конце концов, взглянув на свою фотографию 20 лет спустя, вы захотите вспомнить не только то, как вы тогда выглядели…»