Перевод еще одной популярной статьи Андржея Вротняка — Using Your E-500 (версия от 2007/03/04)
Другие статьи Андржея Вротняка об Olympus E-System.


В этой статье приводятся некоторые рекомендации по использованию цифровой камеры Olympus E-500. Она как бы продолжает другую статью, Настройка E-510, E-410, которую я также рекомендую прочесть (желательно, до этой).

Из статьи исключены две темы: съемка со вспышкой и функции просмотра изображений. Впоследствии им, скорее всего, будут посвящены отдельные заметки.

Я также планирую дополнить эту статью, чтобы она полностью соответствовала E-510; пока учитывайте, что большая часть информации применима и к этой камере, в то время как новые функции (в том числе, Live View и стабилизация изображения), естественно, отсутствуют.


Содержание

Статья довольно большая, поэтому, я думаю, содержание поможет вам в ней ориентироваться.

Стоит ли беспокоиться?

Да, вы можете включить свой E-500 в режим AUTO и просто нажимать большую кнопку. Но если вы стремились довериться автоматике, лучше было купить мыльницу с супер-зумом, пятьюдесятью сюжетными режимами, записью видео и встроенным плеером MP3.

Но нет, вы хотели иметь возможность творческого управления; именно поэтому вы купили SLR. Вы уверены, что разумный человек способен сделать выбор лучше компьютерной программы. Вы хотите сами делать свои снимки, а не позволять камере снимать вместо вас. И, конечно, вы правы!

Замечание: словом мыльница мы обозначили камеру, не позволяющую пользователю управлять процессом съемки, за исключением кадрирования, зумирования, а также выбора момента съемки: только укажи-и-щелкни. Точнее, я имею в виду [не]возможность произвольного выбора параметров экспозиции; в этом я вижу принципиальное отличие. Различные «сюжетные режимы» не в счет: пользователь по-прежнему не знает, что и почему делает камера.

Я встречал это слово, использованным, зачастую пренебрежительно, по отношению к любой не-зеркальной камере. На самом деле, трудно отнести Graflex или Leica к «мыльницам», тогда как некоторые любительские зеркалки недавнего прошлого мало отличались от «мыльниц», имея только программные режимы без возможности ручных изменений.

Большинство SLR могут работать практически как «мыльницы», будучи включенными в режим «All Auto», а многие компакты позволяют в той или иной мере влиять на экспозицию. Так что граница довольно размыта.

Настраиваемые параметры

Все имеющиеся в камерах настройки можно разделить на две большие группы:

  • Предпочтения пользователя, настраивающие камеру в соответствии с вашими вкусами и привычками. Они, будучи однажды установленными, меняются редко (или вообще никогда), но при этом умножают число переменных, о которых нужно знать и держать под контролем, делают процесс съемки более запутанным и подверженным ошибкам.

    Например: шаг изменения ISO; функции кнопки Lock.

  • Параметры съемки, настраивающие поведение камеры при съемке очередного кадра (или серии кадров); они меняются часто, иногда перед каждым кадром.

    Примеры: режим экспозиции, компенсация, баланс белого, чувствительность ISO, режим серийной съемки.

Хотя распределение на указанные группы не всегда однозначно, большинство настроек, подобных указанным в примерах, сомнений не вызывают.

Первая группа (параметры предпочтений пользователя) обсуждается в другой статье. Здесь мы сконцентрируемся на второй группе: параметрах съемки.

Внешние органы управления

Все внешние органы управления E-500 (кнопки, переключатели, диски) размещены на верхней и задней частях камеры. Посмотрите:

E-500


E-510 [добавлено переводчиком]

На верхней стороне — некоторые из наиболее важных:

  • Выключатель;
  • Кнопка спуска затвора. В дополнение к основной функции — получению снимка — она, при половинном нажатии, фиксирует экспозицию (AE) и/или фокус (AF). Она может использоваться совместно с кнопкой AE/AF lock, причем их взаимодействие может быть очень гибко настроено.
  • Диск режимов съемки, используется для переключения между различными режимами экспозиции, обсуждаемыми далее;
  • Кнопка коррекции экспозиции. Ее нажатие позволяет точно подстроить экспозицию, вращая…
  • Диск управления. Это очень важный элемент интерфейса, который используется для четырех (!) разных действий:
    • Большинство доступных оперативных настроек выполняется вращением диска при нажатой соответствующей кнопке (камера — в режиме съемки).
    • Когда для выбора параметра используется Панель управления, вращение диска меняет этот параметр.
    • Без нажатия кнопок управляющий диск может быть использован для:
    • Когда камера находится в режиме просмотра снимков, вращение диска изменяет увеличение изображения.

Справа от дисплея на задней стороне камеры размещено довольно много элементов управления:

  • Кнопка AE/AF lock, см. ниже про ее использование, а в статье о настройках — о выборе ее функции.
  • Кнопка Тест баланса белого. Спуск затвора при удержании этой кнопки (камера должна быть наведена на белую или нейтрально-серую поверхность) выполняет измерение реального баланса белого, это очень точный метод для установки ББ. Подробнее — в отдельном разделе.

    Довольно легко, в зависимости от того как вы привыкли держать камеру, случайно прижать эту клавишу большим пальцем в тот момент, когда делаете снимок. В результате будет, во-первых, потерян кадр (вместо снимка будет сделано измерение ББ!), а вдобавок баланс белого для последующих снимков будет установлен на основе этого измерения — скорее всего, ошибочного, если только вы не снимали белую простыню. Это — следствие недоработки дизайна: углубление для пальца, над которым расположена кнопка, недостаточно большое (у E-300 такой проблемы нет). Есть три способа избежать описанной опасности:

    • Выработайте привычку регулярно проверять установку баланса белого на мониторе (частая проверка параметров — вообще хорошая идея).
    • Поменяйте функционал кнопок «Тест ББ» и «Фиксация AE/AL». Это полумера, так как теперь можно случайно зафиксировать экспозицию.
    • Отключите эту кнопку. Это подходит только в том случае, если вы никогда не будете устанавливать баланс белого по тесту, отказавшись от этой — на самом деле очень полезной — функции.

    Мой друг часто сталкивался с последствиями это проблемы, пока я не взглянул на данные EXIF его снимков и не догадался о причине. Это случилось и со мной, дважды в один день в жару на Карибах — из-за потных рук я пытался держать камеру не так, как обычно. Между тем, это было только однажды за 10 месяцев использования камеры, так что я не стал менять настройки. Выбор за вами.

    [В E-510 появилась возможность назначать этой клавише одну из нескольких функций, помимо теста ББ. Соответственно, она изменила и свое название — на [Fn]. Тем не менее, наиболее логичным будет использовать ее так, как это было в E-500.— Прим. переводчика]

  • Выбор точки автофокуса: прижмите и вращайте диск управления. Функция описывается ниже.
  • Режим серийной съемки; здесь же настраивается автоспуск и инфракрасное дистанционное управление; см. подробное описание. [В E-510 эта кнопка перенесена на верхнюю сторону камеры.-- прим. переводчика]
  • Четыре кнопки со стрелками, расположенные по кругу, имеют двойной функционал. Они используются для перемещения по меню, панели управления или просматриваемому изображению; в других ситуациях у каждой из них есть особая функция, выполняемая совместно с диском управления: баланс белого (WB), метод экспозамера, режим фокусировки (обозначен «AF») и чувствительность (ISO).
  • Кнопка [OK] в центре круга, образованного кнопками-стрелками, служит для подтверждения выбора (если активно меню) или для активизации панели управления (если она показана на дисплее). Когда панель находится в активном режиме, кнопка [OK] вызывает экран настройки выбранного (подсвеченного) параметра. Просто поэкспериментируйте с ним, это проще, чем читать (а мне — сочинять) детальное описание.

Кнопки слева от экрана, за исключением круглой кнопки режима вспышки [В E-510 перенесенной на верхнюю сторону -- прим. переводчика], относятся к дисплею и просмотру снимков.

  • Просмотр (зеленый треугольник): переключение между режимами съемки и просмотра;
  • Удаление (красная корзина для мусора): просматриваемый снимок удаляется с карты памяти. Кнопка неактивна в режиме съемки.
  • Включение/выключение меню, обозначена [MENU]: включает и выключает отображение меню на дисплее.
  • Панель управления, обозначена [INFO]: в режиме съемки переключает панель управления между тремя режимами: простым, подробным и отключенным; в режиме просмотра снимков изменяет объем информации, отображаемой «поверх» изображения.

Круглая кнопка режима вспышки, расположеная чуть выше этих четырех, выполняет две функции:

  • Когда встроенная вспышка закрыта (и нет установленной и включенной внешней), она будет открыта, и начнется зарядка;
  • Если какая-либо вспышка включена, вращение диска управления при нажатой этой кнопке позволяет выбрать необходимый режим вспышки.

Обратите внимание также на маленькую ручку диоптрийной коррекции, непосредственно на левой [у E-510 — на правой — прим. переводчика] стороне видоискателя. Сюрприз: он — чисто механический!

Использование аппаратных кнопок

Все кнопки могут быть использованы одним из двух способов:

  • Самостоятельно: нажатие кнопки включает (или переключает) что-либо: так действуют кнопки Просмотр, Удаление, Меню и Info (панель управления), а также AEL/AFL и тест баланса белого.
  • Совместно с диском управления: нажатие кнопки выводит на дисплей соответствующую настройку (включая её, если нужно); затем значение параметра выбирается вращением диска. Так работают все остальные кнопки.

(Кнопка вспышки комбинирует оба способа, как описано выше)

Если диск управления не повернут в течение определенного интервала времени после нажатия кнопки, страница настройки убирается с экрана. Этот период ожидания можно настроить по своему вкусу.

Хотя метод «нажми-и-поверни» — самый быстрый путь настройки, он существует не для всех функций. Многие из оставшихся (вдобавок к этим) могут быть изменены с помощью панели управления, речь о которой пойдет в следующем разделе.

Панель управления

Нет ничего плохого в том, что предпочтения пользователя выбираются с помощью системы меню, подобно настраиваемым функциям некоторых пленочных зеркалок («настроить функцию 5 как вариант 3»). Это делается всего один раз.

Параметры съемки, напротив, должны изменяться легко, без «путешествий» по меню в их поисках. Как минимум, они должны в хорошо спроектированной камере быть на виду.

В идеале, каждый параметр съемки должен обслуживаться собственной ручкой, положение которой наглядно показывало бы значение этого параметра. Это справедливо: один и тот же элемент интерфейса будет использован и для настройки, и для указания текущего значения. Так было во всех классических зеркальных камерах.

Разработчики цифровых фотоаппаратов столкнулись здесь с проблемой. Во-первых, число изменяемых параметров — больше, чем в пленочных камерах. Добавились величины, которые раньше было невозможно изменить, например, чувствительность или баланс белого (раньше для этого было необходимо зарядить другую пленку). Во-вторых, производители стремяться снизить производственные затраты, будучи вынужденными тратить большие средства на новые разработки в условиях быстрого развития технологий. Добавочные кнопки и (особенно) поворотные ручки стоят дороже электронных схем, да еще занимают дополнительное место на корпусе камеры. Вот поэтому цифровые камеры, в основном, не столь просты и приятны в управлении, как пленочные.

Недовольные этими ограничениями, разработчики E-500 провели исключительную работу, превосходящую то, что сделано для других камер, исключая, быть может, Minolta Maxxum 7D. Дизайн этой модели Olympus отличается от всех предшественников. С одной стороны, она унаследовала у старых моделей два приема управления:

  • Для наиболее часто изменяемых параметров: нажимаем кнопку и вращаем диск управления, отслеживая значение на мониторе.
  • Для остальных: находим нужную опцию в меню, используя клавиши управления курсором.

С другой стороны, E-500 получила еще один вариант управления, и эта функция заслуживает, возможно, наибольшего внимания.

  • Кнопками со стрелками перемещаемся к нужной опции в панели управления, затем вращаем диск для ее настройки.

Вроде бы, ничего особенного, но на самом деле изменение — революционное. Иногда мне кажется, что это работает быстрее аппаратных кнопок. К тому же, я обычно и так бросаю взгляд на панель, чтобы проверить параметры съемки.

На самом деле, есть два варианта панели управления: краткая и полная; они переключаются кнопкой [INFO] внизу слева от дисплея. Третье состояние, как нетрудно догадаться, выключенное.

Вначале, сразу после покупки E-500, я старался больше использовать полный вариант; теперь, когда я «наигрался» с настройками, и мои предпочтения стабилизировались, краткий вариант кажется более интуитивным в применении: если параметр здесь не указан, его, скорее всего, и не требуется изменять в ходе съемочной сессии.

Индивидуальные настройки

Пройдемся по индивидуальным настройкам, начиная с тех, что, по моему мнению, используются наиболее часто.

Предварительно позвольте описать процедуру настройки параметра через панель управления; я буду упоминать её постоянно.

  1. Если панель управления не активна, нажмите кнопку [OK];
  2. Используя кнопки-стрелки, выберите (подсветите) параметр, который нужно подстроить;
  3. Используя диск управления, выберите нужное значение параметра;
  4. Если хотите изменить еще один параметр, вернитесь к шагу 2; иначе нажмите кнопку [INFO] (возможно, дважды), чтобы выключить панель управления [выключать совсем не обязательно.- прим. переводчика].

Стоит привыкнуть перед отключением панели проверять, все ли параметры имеют нужные значения. Игнорирование этого — одна из основных причин бракованых снимков.

Raw или RGB?

Панель управления позволяет выбрать, будет снимок сохранен в raw (файл.ORF, содержащий оригинальные данные, полученные с сенсора), в файле TIFF (RGB, без сжатия) или в формате JPEG (RGB, сжатие с потерями). Подробнее об этом — в отдельной статье раздела Nitty-Gritty.)

Хотя этот выбор должен быть сделан заранее, еще на этапе настройки камеры, и не меняться от снимка к снимку, он будет влиять на несколько. съемочных параметров, которые обсуждаются далее.

Некоторые параметры не влияют на сам процесс съемки (т.е. на правильность экспозиции), а применяются на этапе преобразования raw-RGB (TIFF или JPEG); поэтому при съемке в raw они не важны; выбор откладывается до этапа «проявки» raw на компьютере.

Даже не будучи примененными, эти настройки сохраняются в метаданных файлов ORF; при последующей обработке вы сможете использовать как их, так и выбрать другие значения.

К этим параметрам относятся: баланс белого, резкость, контрастность, насыщенность и тональность (высокий/низкий/нормальный ключ), включая любые их смещения, связанные с выбранным Picture Mode.

У E-500 есть встроенная функция преобразования raw-RGB, которой можно воспользоваться в любое время после сохранения кадра. В этом случае используются текущие параметры преобразования, а не те, которые были выставлены в момент съемки. Заметьте, что оригинат при этом не будет изменен.

Качество изображений RGB (разрешение и сжатие)

Этот раздел имеет значение, если вы решили сохранять снимки в формате JPEG. Даже в этом случае, я советую не менять параметры JPEG от кадра к кадру: это увеличивает вероятность ошибки.

Предоставлено три варианта сохранения в формате JPEG, обозначенные как SHQ (Super-High Quality, наивысшее качество), HQ (High Quality, высокое качество) и SQ (Standard Quality, стандартное качество). Степень сжатия может быть настроена для HQ и SQ, а для последнего вы можете выбрать еще и разрешение в пикселах. Это описано в другой статье.

Панель управления позволяет быстро переключать формат: RAW, TIFF, SHQ, HQ или SQ. Я пришел к выводу, что HQ, настроенный в соответствии с упомянутой статьей, можно использовать в большинстве случаев, иногда переключаясь на SHQ, и только в редких случаях использовать формат ORF (который имеет некоторые преимущества, если вы действительно знаете, что сделаете при последующем преобразовании в RGB).

Дополнительные варианты: RAW+SHQ, RAW+HQ и RAW+SQ, позволяют сохранять наряду с исходными, необработанными, данными, один из вариантов JPEG. Если вы — не сильно загруженный профи, отправляющий одну копию своему редактору, а вторую оставляющий для последующей обработки, сомневаюсь, что вам они будут полезны.