© Tim Solley, 2007

Эта статья — часть цикла «Портретный свет для начинающих». Он призван помочь вам превратиться из начинающего фотографа в классного портретиста.

Чтобы получать высококачественные студийные снимки со вспышками, нужно научиться использовать ручной режим как на камере, так и на вспышках. Но это может несколько обескуражить начинающего фотографа, и одна из причин — в том что изученные вами обычные правила выбора экспозиции немного изменяются в случае использования вспышек. Начиная фотографировать, вы пытаетесь настроить экспозицию, но результат оказывается совсем не тем, что ожидали. Этот вопрос, как мне кажется, недостаточно освещен в книгах и Интернете. Фотографу остается определять, как быть, на собственном опыте. Но только если он не читает этот сайт.

Практический метод

При съемке со вспышкой экспозиция настраивается изменением диафрагмы. Выдержка меняет влияние на экспозицию окружающего освещения.

Изменение выдержки

Минимальная выдержка синхронизации в вашей камере обычно около 1/250 с (уточните по руководству). Это значит, что для правильной синхронизации со вспышкой, ее нельзя делать короче. Сравните эту выдержку с длительностью импульса вспышки, составляющей около 1/4000 с.


Все три снимка — при f/8

Задержимся на секунду и задумаемся. В отличие от окружающего света, действующего на матрицу всё время, пока открыт затвор, действие вспышки от выдержки не зависит. Сделать выдержку короче импульса вспышки не удастся, поскольку мы ограничены выдержкой синхронизации. Так что, как бы вы не меняли выдержку, будет получено одно и то же количество света от вспышки.

В итоге, выдержка не влияет на экспозицию областей изображения, освещенных вспышкой. Обратите внимание на снимок. Мощность вспышки не менялась, постоянной оставалась и диафрагма. Я изменял только выдержку. Как видно, экспозиция везде одинакова. Если выдержка будет сделана достаточно длинной, начнется влияние и окружающего света.

В следующих статьях мы поговорим о съемке портрета вне студии и балансировании вспышки с окружающим светом. Вот там выдержка имеет значение.

Изменение диафрагмы


Все три снимка — с выдержкой 1/250

Напомню, изменяя диафрагму, вы меняете размер отверстия, через которое свет попадает на матрицу. Меньшее диафрагменное число соответствует большему отверстию, пропускающему больше света.

Так как мы уже знаем, что выдержка на экспозицию не влияет, единственная возможная регулировка — диафрагма. Меньшее число сделает изображение светлее, большее — темнее. Все снимки следующей серии сделаны с одной и той же выдержкой, но разной диафрагмой.

Просто, да? Только не забывайте, что с изменением диафрагмы меняется также и глубина резкости. Так что, если вы стремились добиться, чтобы лицо вашего персонажа было в фокусе, а тело оказывалось за пределами зоны резкости, использование большого диафрагменного числа ослабит этот эффект. В таком случае будет лучше уменьшить величину ISO, мощность вспышки или же отодвинуть осветитель подальше.

Нужен ли вам флешметр?

Некоторые фотографы будут советовать вам обзавестись флешметром. Но нужен ли он вам на самом деле? Помимо того что этот прибор дорог, что это еще одно устройство, которое придется носить с собой, по-моему, он еще и замедляет работу. Меня не заботит настройка экспозиции с точностью в 1/10 стопа. Я хочу получить качественный снимок и не более того. Так что спокойно обхожусь без флешметра.

Выставив свет и экспозицию несколько раз, вы будете интуитивно чувствовать, что и как настрои ь. Если вы зарисовали схему освещения, в следующий раз уже будете иметь хорошие начальные значения. Тогда вам не понадобится что-то мерять, чтобы узнать, как настроить камеру.

Для фотографий из этой статьи я выбирал настройки, казавшиеся мне правильными, и нажимал спуск. Экспозиция корректировалась по первому кадру. И сейчас, зная правила, вы сможете исправлять экспозицию за секунды, поскольку понимаете, как. Даже при отклонении на пару стопов, пяти секунд хватит для нахождения правильных настроек.

Ваш ход

Лучший способ зафиксировать эту информацию в своей памяти — применить ее на практике. Так что берите камеру и вспышку, позаимствуйте у своего ребенка пару игрушек — и сделайте несколько снимков. Возьмите на заметку использованные настройки, и вы будете готовы к будущим съемкам.

Отправьте ваши результаты в фотоальбом Sublime Light. Серьезно. Мы соберем отличную группу, и в альбоме будут на самом деле фантастические фотографии.

Портретный свет для начинающих

Далее: Портреты с одним источником света
К содержанию

Тим Салей (Tim Solley) — известный фотограф из Форт Коллинз (Колорадо, США), активный участник ассоциации Professional Photographers of America. Вместе со своей супругой Элизабет он снимает портреты, преимущественно, семейные, свадебные и детские. С 2006 года Тим ведет блог Sublime Light («Грандиозный свет»), призванный рассказать фотографам, как улучшить их портретные снимки. За время существования блога со статьями Тима познакомилось более ста тысяч фотографов из более чем полутора сотен стран.

«Для меня очень важно, чтобы каждый раз, когда я нажимаю кнопку спуска, получившийся снимок рассказывал какую-нибудь историю. Он должен передавать чувства, эмоции, индивидуальность. В конце концов, взглянув на свою фотографию 20 лет спустя, вы захотите вспомнить не только то, как вы тогда выглядели…»

Show 2 Comments

2 Comments

  1. vitaly

    @Просто, да? Только не забывайте, что с изменением выдержки меняется также и глубина резкости@
    Ошибочка, поменяйте на диафрагму))

  2. Спасибо! Исправил. Конечно, глубина резкости меняется с изменением диафрагмы.

Comments are closed