© Tim Solley, 2007

Эта статья — часть цикла «Портретный свет для начинающих». Он призван помочь вам превратиться из начинающего фотографа в классного портретиста.

Итак, вы уже немного знакомы с законами света, необходимыми источниками света и камерой, а также об их синхронизации. Завершим этот не-так-уж-интересный-набор кратким обзором аксессуаров, которые могут пригодиться для создания портретов различных стилей. Затем, в следующей статье перейдем к действительно-полезным-вещам: реальной постановке портретов и съемке некоторых кадров!

Фоны

Если вы планируете делать какие-либо студийные портреты, некоторые типы фонов совершенно необходимы. Фон может быть простым, как например стена, или сложным, как раскрашенная вручную ткань, поддерживаемая потолочной системой креплений.

Тканевый фон

Вот мой совет, если вы только начинаете. Сходите в универмаг и купите отрез черного и белого муслина. Выбирайте самый дешевый, с низкой плотностью нитей. В результате вы сможете делать, по крайней мере, портреты в высоком и низком ключе (мы вскоре поговорим об этом). Если вы не считаете каждую копейку, можете раскошелиться на еще несколько отрезов разных цветов. Теперь у вас будет несколько фонов для ваших экспериментов. Остается проявить изобретательность, придумав, как их крепить. Когда я только начинал, то просто прикалывал ткань к стене в гостиной канцелярскими кнопками. Работало замечательно.

Хотите большей гибкости при низких затратах (и имеете лишнюю вспышку), приобретите серую ткань (подходит и белая) и используйте разноцветные гели [пленки-светофильтры] на вспышке, направленной на фон. В результате один кусок ткани даст широкие возможности.

Освоив процесс и убедившись, что вам нравится студийная фотография, вы захотите обзавестись большими тканевыми фонами и системой подвеса. Я покупаю фоны в Amvona.com за вполне разумную цену, что-то около 50 долларов за каждый [стоимость фона в Москве — около 3000 р — прим. перев.]. Можно найти фоны и на eBay. Свою систему подвеса я также приобрел в Amvona примерно за 80 долларов [в Москве — ок. 4000 р — прим. перев.]. Она разборная и занимает немного места, поэтому ее нетрудно использовать при выездах к клиентам.

Модификаторы света

В «Законах света» вы узнали, что видимый размер источника света влияет на то, насколько мягко будет освещена ваша модель. Так как изменить размер источника? Легко — с помощью модификаторов. Вероятно, вы их видели и раньше, в частности, зонты. Но существуют и другие, о которых вы, может быть, даже не слышали.

Зонты

Зонт

Зонты — хороший способ увеличить размер вашего источника света. Их легко и быстро можно складывать и раскладывать. Они бывают разных размеров и конструкций, с белой, серебряной, золотой или полупрозрачной (работающей на просвет) поверхностью. Привлекательной особенностью является и их низкая стоимость.

Софтбоксы

Софтбокс

Софтбоксы бывают различной формы и размера, свет от них обычно мягче, чем от зонта, благодаря нескольким рассеивающим поверхностям внутри. Дополнительное преимущество софтбокса состоит в том, что его можно расположить совсем близко к модели, чтобы уменьшить «выплеск» света на фон, не опасаясь при этом травмировать ее ручкой зонта. Некоторые софтбоксы требуют определенных усилий при сборке из-за нескольких внутренних элементов, которые необходимо соединять. Другие разворачиваются, подобно зонту. Недостаток прямоугольного софтбокса — квадратный отблеск света в глазах модели (вместо естественного — круглого). К счастью, некоторые более дорогие софтбоксы имеют восьмиугольную форму.

Зонт-софтбокс

Зонт-софтбокс

Сравнительно недавно появившаяся комбинация зонта и софтбокса. Это, попросту, зонтик с рассеивающим материалом, натянутым на внешний край [существуют и «обратные» конструкции — зонт, работающий на просвет, затянутый отражающим материалом — прим. перев.]. Он создает приятный мягкий свет, при этом быстро раскладывается и стоит сравнительно недорого. Благодаря качеству и удобству в использовании, я пользуюсь зонтами-софтбоксами чаще, чем их прародителями.

Отражатели

Это простые пластины различного размера, покрытые отражающим материалом, используемые, чтобы отбрасывать свет основного источника. Это отличный способ получить добавочный источник в студии, когда нет лишней вспышки. Также они чрезвычайно полезны, если портрет снимается с естественным освещением. Большой плюс, что отражатели бывают различных цветов (белые, серебряные, золотые…) — в зависимости от потребности. Для начала небольшой дешевый отражатель можно сделать самостоятельно, наклеив алюминиевую фольгу на большой кусок картона. Выйдет отличная замена профессиональному приспособлению.

Рассеивающая панель («скрим»)

Это пластина, схожая с отражателем, но из полупрозрачного рассеивающего материала. Используется, чтобы рассеять и смягчить свет, падающий на модель. К примеру, вы можете превратить жесткий солнечный свет на чьем-то лице в мягкий и приятный, просто поместив скрим между солнцем и моделью. Аналогично и для вспышки: направив ее свет через рассеиватель, получите результат, схожий с большим софтбоксом. Многие наборы отражателей включают и скрим. Например, в том наборе, которым пользуюсь я, есть рассеивающая, белая, черная, золотая и серебряная панели.

Теперь, зная о нескольких типах модификаторов, что вы выберете? Нет одного лучшего модификатора, но с моей точки зрения, начать стоит с простого зонта. Он дешев и прост в использовании, а значит больше подходит для обучения.

Соединение модификатора со вспышкой

Держатель

В большинстве студийных вспышек есть отверстие для крепления ручки зонта. И софтбоксы имеют крепления для соответствующих вспышек. Но как быть, если вы пользуетесь батарейной вспышкой, монтируемой на «горячий башмак»? Для этого нужно еще одно приспособление: держатель (адаптер). Он устанавливается на осветительную стойку, а на скобу с другой стороны крепится портативная вспышка. Имеется и отверстие для зонта. Примерно за 17 долларов вы в деле!

Вот и всё, в следующий раз мы займемся съемкой. Так что соберите оборудование и начните с ним знакомиться. Скоро развлечемся!

Ресурсы

Портретный свет для начинающих

Далее: Измерения при использовании вспышек
К содержанию

Тим Салей (Tim Solley) — известный фотограф из Форт Коллинз (Колорадо, США), активный участник ассоциации Professional Photographers of America. Вместе со своей супругой Элизабет он снимает портреты, преимущественно, семейные, свадебные и детские.

С 2006 года Тим ведет блог Sublime Light («Грандиозный свет»), призванный рассказать фотографам, как улучшить их портретные снимки. За время существования блога со статьями Тима познакомилось более ста тысяч фотографов из более чем полутора сотен стран.

«Для меня очень важно, чтобы каждый раз, когда я нажимаю кнопку спуска, получившийся снимок рассказывал какую-нибудь историю. Он должен передавать чувства, эмоции, индивидуальность. В конце концов, взглянув на свою фотографию 20 лет спустя, вы захотите вспомнить не только то, как вы тогда выглядели…»

Show 2 Comments

2 Comments

  1. если менять угол съемки, то вместо фона вполне может оказаться зеленый газон или голубое небо, а еще можно получать фон без фона: белый — если поставить модель против солнца и использовать точечный экспозамер (чтобы не силуэтная фотография получалась); так же можно получать черный фон за счет разницы в освещении и благодаря правильному экспозамеру, а на счет модификаторов: самые простые рассеиватели получаются из пластиковой одноразовой посуды 😉 начиная со стаканчика и заканчивая контейнерами для тортов

  2. В общем-то, речь в статье об аксессуарах для съемки в помещении, так что какая-нибудь тряпка в качестве фона в любом случае потребуется.

    Да и, если выжечь фон, снимая против солнца, еще получится (хотя для нормального освещения модели, скорее всего, понадобится отражатель с ассистентом), то получить черный фон гораздо сложнее (за исключением достаточно специфичных схем с жестким светом).

    Что касается модификаторов. Рассеиватель из стаканчика -- штука практически бесполезная (обеспечит потери света, почти не увеличив размер источника). Из контейнера для торта уже может дать что-то осмысленное.

Comments are closed