© 2007 Tim Solley.

Эта статья — часть цикла «Портретный свет для начинающих». Он призван помочь вам превратиться из начинающего фотографа в классного портретиста.

Ясное дело, прежде чем вы сможете снять какой-либо портрет, потребуются две вещи: фотокамера и некие источники света. В этой статье я расскажу о том, что нужно знать о камере, что нужно знать о свете и что нужно знать об их синхронизации.

Камера

Есть много вариантов выбора камеры для портретной съемки. Правду сказать, вы можете взять компактную камеру (P&S — point and shoot), найти удачное естественное освещение, правильно всё настроить — и уйти с несколькими весьма приятными фотографиями. Но если вы хотите регулярно делать хорошие снимки и всегда полностью управлять тем, какими, придется вложить несколько больше средств и обзавестись зеркальной камерой (SLR — single lens reflex). Для новичков поясню, что это фотоаппараты с большими сменными объективами.

Но даже среди SLR-камер есть масса вариантов, и в них трудно разобраться, если вы недостаточно хорошо разбираетесь во всех функциях. От широчайшего разброса цен (можно сказать, от 500 долларов до более чем 4000) у любого, впервые столкнувшегося с миром SLR, может закружиться голова.

У зеркальных камер есть несколько основных особенностей, делающих их идеальным выбором для портретной фотографии:

  • Качество: матрица в зеркальных камерах значительно больше, чем в компактных, следовательно качество изображения не может не быть лучше.
  • Ручное управление: все настройки находятся под вашим полным контролем.
  • Объективы: объективы зеркальных камер весьма хороши (особенно, если вы не стеснены в средствах) по сравнению с компактами. Кроме того, в ваших руках возможность устанавливать объективы с разными характеристиками.
  • Подключение вспышек: SLR-камеры имеют, как минимум, один вариант подключения как портативных, так и студийных вспышек. Это важно для получения стабильных, управляемых результатов.
  • Меньшая задержка спуска («лаг затвора»): это очень важно при фотосъемке детей. Если вы пытались запечатлеть быстро меняющийся сюжет компактной камерой, то знакомы с разочарованием из-за замедленной реакции аппарата и в результате — упущенного момента. У зеркалок задержка — доли секунды, а это значит, кадр будет сделан практически в тот же миг, как вы нажмете кнопку. А ребенок двигается быстро.

Я люблю Canon и пользуюсь именно камерами Canon. Если вы только начинаете и выбираете свою первую зеркалку, линейка Canon Digital Rebel (400D, 450D, 500D…) — отличный вариант. В нижнем ценовом диапазоне находится Digital Rebel XT с ценой около $ 500. Двигаясь вверх, видим Canon 30D — лучшую из зеркальных камер Canon среди тех, что не входят в число сверхдорогих полнокадровых фотоаппаратов. Если вы читаете эту статью, то вряд ли готовы потратить $ 2700 на новую Canon 5D Mark II. Моя основная камера — Canon 20D, схожая с 30D, но с меньшим размером ЖК-дисплея. я не считаю, что это отличие стоит лишних 500 долларов.

Чтобы всерьез изучить возможные варианты и выбрать, что именно хотите, стоит воспользоваться DPReview.com. Там вы найдете чрезвычайно подробную информацию о любой существующей камере. Это на самом деле очень полезно перед дорогостоящей покупкой.

Свет

Итак, уже сказав об изобилии различных фотоаппаратов, сообщу хорошую весть: выбор средств освещения гораздо шире!

Освещение может быть простым и сложным. Начнем с простого. Свет может быть непосредственно от солнца, от окна, от настольной лампы, от люстры и т. д. С другой стороны, вы можете иметь множество импульсных осветителей, снабженных зонтами, софтбоксами, гелями (цветными фильтрами), «гридами», «снутами», «гобо»… Не пугайтесь, эти непонятные слова постепенно -- по мере чтения статей цикла -- приобретут для вас смысл.

Я советую для начала обзавестись парой портативных вспышек, монтируемых на «горячий башмак» камеры. Если вы выбираете Canon или Nikon, эти устройства могут быть по-настоящему дорогими, где-то от $ 250 до $ 550 за штуку. Хорошая новость: мы не собираемся устанавливать эти вспышки на фотоаппарат, так что можно найти куда более дешевый вариант. Даже вспышку Vivitar 285HV ($ 89) можно без проблем использовать с цифровой камерой Canon, если не подключать ее к «горячему башмаку». [На самом деле Vivitar 285HV, в отличие от просто 285, работает с низким напряженем на синхроконтакте, так что может ставиться и на «горячий башмак».— прим. перев.]

Причина, по которой я советую начинать с портативных вспышек состоит в том, что они дешевле студийных приборов, компактны и питаются от батарей. Большие студийные осветители работают от электросети, и ими не удастся воспользоваться посреди парка без дорогого батарейного блока. Портативные же вспышки можно положить в сумку или рюкзак и установить там, где вам захочется. Это важно, поскольку, если вы хотите преодолеть себя и вывести свои работы на новый уровень, придется научиться снимать на природе и балансировать свет вспышек с естественным.

Большие осветители появятся позднее. Даже если вы сейчас их купите, я гарантирую, что и портативные вспышки вам придется приобрести — для работы «на выезде». Я уверен, поскольку сам с этим столкнулся.

Всё вместе

Итак вы получили идеи по поводу выбора камеры и вспышек. Поговорим об их синхронной работе.

Есть два варианта использования вспышек: на камере или вне ее. Нет, зачеркните это. У вас только одна возможность. Даже и не думайте устанавливать вспышку на камеру. Конечно, если не хотите увидеть, как выглядят плохие снимки. Хорошо. Вспышка не на камере. Есть два варианта ее запуска: проводный и беспроводный.

Проводный — наиболее дешевый. Если и на камере, и на вспышке есть разъем PC [Это не «персональный компьютер», а «Prontor-Compur» — стандартный разъем для кабеля синхронизации вспышки, названный по фирмам, производившим затворы для фотокамер.— прим. перев.], 15-футовый (4,5 м) кабель обйдется примерно в 10 долларов. Если на вашей камере и/или вспышке таких разъемов нет, можно использовать соответствующий переходник (кабель-башмак), каждый обойдется вам также примерно в 10 долларов. Несложная математика показывает, что в худшем случае ваш кошелек похудеет на 30 долларов. Неплохо. Использование шнуров PC имеет и свои недостатки. Они довольно «нежные» и их разъемы можно легко повредить. Кроме того, вам не удастся отнести вспышку от камеры дальше, чем на длину кабеля. Это, естественно, приводит нас к беспроводному варианту.

Большим преимуществом такого решения будет высокая гибкость — возможность свободного перемещения источников света. Кроме того, если вы фотографируете детей, отсутствие проводов, за котороые они могут зацепиться (и опрокинуть ваше дорогое оборудование) — огромный плюс. Как и во многих других случаях, возможны варианты.

Некоторые системы вспышек имеют встроенные инфракрасные синхронизаторы. Например, они есть во вспышках Nikon и Canon. Проблема в том, что они дороги и имеют небольшой радиус действия. Плюс же их в том, что есть возможность использовать автоматические функции. Но это неважно, поскольку мы, всё равно, планируем управлять светом вручную.

Существуют также «eBay-синхронизаторы». Gadget Infinity производит дешевые (около 25 долларов) и достаточно надежные синхронизаторы. Сам я ими не пользовался, но считаю, что это хороший вариант для любителей, желающих пользоваться беспроводным подключением вспышек, не истратив целый грузовик денег.

Наконец, есть широко известные Pocket Wizard. Если вам нужен большой радиус (1600 футов — не слабо?), надежность и гибкость, Pocket Wizard вне конкуренции. Если вы собираетесь сделать фотографию своей профессией, это устройство будет вашим лучшим другом. Он стоит около 180 долларов за устройство (для начала понадобятся два!), но вам не удастся получить снимок, подобный этому Sol Tamargo в Maya Riviera, без такого синхронизатора. Вы можете настроить вспышку, уйти от нее (далеко уйти!) и, тем не менее, сделать снимок. Плюс вы можете управлять с его помощью и спуском затвора. Черт возьми, камера и несколько вспышек — нажатием одной кнопки! Это серьезный аргумент для покупки.

Я использую несколько Pocket Wizard, и как только вы вступите на путь портретиста, тут же захотите обзавестись ими. Обещаю. Вероятно у вас уже появилось желание иметь их — разве не так?

Возможность запускать вспышки без проводов и прятать их в различных местах для получения необычных эффектов открывает простор для творчества. Значит, ваши снимки уже никогда не будут такими как раньше!

Вот некоторые Интернет-ресурсы, которые могут вам помочь с подбором аппаратуры:

В следующих статьях этой серии мы поговорим о других аксессуарах, которые пригодятся, чтобы сделать вашу работу легче и качественнее. Не беспокойтесь, после затрат на камеру и осветительное оборудование цена всех остальных приспособлений — капля в море.

Портретный свет для начинающих

Далее: Студийные аксессуары
К содержанию

Тим Салей (Tim Solley) — известный фотограф из Форт Коллинз (Колорадо, США), активный участник ассоциации Professional Photographers of America. Вместе со своей супругой Элизабет он снимает портреты, преимущественно, семейные, свадебные и детские.

С 2006 года Тим ведет блог Sublime Light («Грандиозный свет»), призванный рассказать фотографам, как улучшить их портретные снимки. За время существования блога со статьями Тима познакомилось более ста тысяч фотографов из более чем полутора сотен стран.

«Для меня очень важно, чтобы каждый раз, когда я нажимаю кнопку спуска, получившийся снимок рассказывал какую-нибудь историю. Он должен передавать чувства, эмоции, индивидуальность. В конце концов, взглянув на свою фотографию 20 лет спустя, вы захотите вспомнить не только то, как вы тогда выглядели…»