Руководство по портретной фотографии. Шаг 9: Профильное и рассекающее освещение

Translated from A Guide To Portrait Photography,
Step Nine: Profile Lighting and Split Lighting

by Jerry Walch

Итак, мы поговорили о том, как использовать один студийный источник для создания замечательных портретов с помощью обычной 45-градусной его установки. Мы поговорили о технике «короткого освещения», делающей человека более худым, чем он есть на самом деле, и о том, как использовать технику «широкого освещения», чтобы лицо выглядело более полным. Сегодня займемся изучением еще двух техник освещения, используемых студийными фотографами: профильного и рассекающего освещения.

Профильное освещение

Профильное — это еще один вид освещения, требующий только одного источника света. Подсветка волос, фона и т.д. может быть добавлена, если вы посчитаете их полезными, но единственное, что на самом деле необходимо,— рисующий свет. Профильный свет основан всё на той же стандартной 45-градусной схеме и несложен в настройке, однако это одна из наиболее редко используемых техник. Она полна опасностей и ловушек, из-за чего большинство фотографов прибегает к ней только при особой необходимости.

Прежде чем перейти непосредственно к технике профильного света, я займу пару минут, чтобы сказать, когда ее не надо использовать. Профильный свет привлекает внимание к недостаткам объекта. Особенно это относится к ушам и носу. Если у человека большой или деформированный нос, если у него оттопыренные или непропорциональные уши, не применяйте профильный свет. Такое освещение сделает подобные носы и уши еще более крупными, еще более деформированными, чем они кажутся в обычной ситуации. Если у вашего персонажа проблемные уши, а использовать профильный свет необходимо, настройте источник (оставив направление под 45°) так, чтобы волосы и ухо оказались в тени. Если у человека длинные волосы, можно закрыть уши ими. Если у фотографируемого крючковатый нос, даже не думайте о профильном освещении. А вот теперь, когда вы уже знаете о возможных проблемах, рассмотрим схему освещения.

Разместите человека так, чтобы его взгляд был направлен под углом 90° к оси объектива. Не важно, смотрит он вправо или влево. Пусть к камере будет повернута лучшая сторона. Начните с установки рисующего света под углом 45° к удаленной от камеры стороне лица, дальше можно перемещать этот источник в диапазоне от 45° до направления прямо в лицо. Не забывайте при этом, что плоский свет производит менее эффектные портреты. Можно поэкспериментировать и с высотой рисующего источника, но вы поймете, что чаще всего лучшим будет расположение на уровне плеч.

В результате получится базовый профильный снимок. Добавляйте, если чувствуете, что это полезно, другие источники света. Используйте, если чувствуете, что это полезно, дверцы, софтбоксы, отражающие зонты. Перейдем теперь к рассекающему свету.

Рассекающий свет

Рассекающий, как и профильный свет — не для каждодневного применения, но его надо иметь в своем наборе приемов. Рассекающее освещение — это такая техника, при которой свет падает только на одну сторону лица, оставляя другую в тени. Она вносит истинное чувство драматизма и таинственности и добавляет разнообразия в портфолио.

Схема рассекающего света

Схема рассекающего света

Замечательная черта рассекающего света — необходимость только одного источника для получения отличных портретов. На схеме вы видите три источника, но обязателен из них только рисующий. Можно использовать для него софтбокс или зонт, но это такая техника, которая равно хорошо работает как с мягким, так и с жестким светом.

Поместите рисующий источник под углом 90° к объекту. Используя пилотную лампу осветителя, установите его так, чтобы граница между освещенной и теневой сторонами лица шла строго по его центру, вертикально через кончик носа. Если хотите подсветить волосы, чтобы отделить их от фона, поместите источник за рисующим, ближе к фону. Если хотите добавить третий источник в вашу схему, это должен быть фоновый. Расположите его непосредственно за объектом, направив на фон. Но имейте в виду: чем больше добавлено источников света, тем менее драматичным, таинственным и эмоциональным выйдет портрет. Добавляя источники вы ослабляете эффект, ради которого, в первую очередь, выбрали технику рассекающего света.

В следующей статье этой серии я расскажу о световых схемах для лицевого портрета в 2/3, 3/4 и 7/8. Но прежде чем закончить сегодняшнюю, хочу подчеркнуть еще раз, что единственный способ овладеть всеми техниками — пользоваться ими. Как и в большинстве областей фотоискусства, путь к совершенству идет через практику.


Содержание

Джерри Уолч (Jerry Walch) — фотограф, писатель и... бытовой мастер из Уэстерло (США). За свою более чем 60-летнюю жизнь он овладел множеством самых разных навыков и с удовольствием делится этими знаниями. Большинство статей Джерри размещает на сайте Factoidz, штатным редактором которого является.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщения не по теме сайта всё равно не будут опубликованы.