Руководство по портретной фотографии. Шаг 5: Законы освещения

Translated from A Guide to Portrait Photography,
Step Five: The Laws of Lighting
by Jerry Walch

Выбор, настройка и использование студийного света — это, вероятно, одна из сторон студийной фотографии, вызывающих наибольшие трудности у начинающих. Но так не должно быть. Выбрать нужные приборы и установить их в правильной конфигурации достаточно просто, если понимать основные законы света. Хорошо, расслабьтесь. Я не говорю о физических законах, которые вы может быть учили, а может и не учили в школе, так что это не повод закрыть эту страницу. Я имею в виду просто несколько основных правил, которые каждый понять и применить в своей съемочной практике. В этой статье мы займемся тремя такими правилами. Вот они:

  1. Источник света больше — свет мягче; источник меньше — свет жестче.
  2. Чем ближе мы разместим источник к объекту, тем мягче эффект освещения; чем дальше — тем жестче.
  3. Чем ближе источник к объекту, тем ярче свет.

Первый закон гласит, что мягкость студийного света прямо пропорциональна реальному или кажущемуся, и по этой причине мы пользуемся «софтбоксами» или «зонтиками» (Мы поговорим об этих устройствах несколько позже в этой серии). Иначе говоря, увеличение видимого размера источника света смягчает его действие, т.е. убирает резкие границы объекта. Границы становятся мягкими и рассеянными, переход к фону становится плавным. На данный момент нужно запомнить: большой = мягкий, маленький = жесткий. Довольно просто, не правда ли?

Второй закон указывает, что мягкость студийного света обратно пропорциональна расстоянию источника от объекта. Мягкость уменьшается с расстоянием. Видимый размер источника также зависит от отношения реального его размера к размеру объекта. Например, импульсный осветитель без дополнительных приспособлений будет очень маленьким источником при съемке человека, но очень большим — для пчелы. Как вы видите, и это не высшая математика.

Третий закон света говорит нам, что интенсивность света быстро уменьшается с расстоянием. Задержимся на этом моменте, он наиболее сложен в сегодняшнем обсуждении. Свет ослабевает с расстоянием быстро и нелинейно. В физике это известно как закон обратных квадратов. Если бы я писал статью о физике света, то детально разъяснил бы этот закон, используя многочисленные формулы. Но мы — фотографы, так что мое объяснение займет всего полминуты. Закон обратных квадратов говорит, что если мы удваиваем дистанцию, от интенсивности света останется 1/4. Увеличив расстояние вчетверо — уменьшим интенсивность до 1/16 от исходной. Другими словами, коэффициент изменения интенсивности света = 1/D2, где D — изменение дистанции до объекта. Можно взглянуть на этот же принцип с другой стороны. Если вам нужно ослабить свет на 2 стопа, удвойте расстояние от источника до объекта. Если нужно увеличить на 2 стопа, сократите дистанцию наполовину.

Студийный свет дорог, но в следующей статье серии я покажу вам способ дешево обзавестись студийной осветительной системой.


Содержание

Джерри Уолч (Jerry Walch) — фотограф, писатель и... бытовой мастер из Уэстерло (США). За свою более чем 60-летнюю жизнь он овладел множеством самых разных навыков и с удовольствием делится этими знаниями. Большинство статей Джерри размещает на сайте Factoidz, штатным редактором которого является.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщения не по теме сайта всё равно не будут опубликованы.