© Жан-Себастьян Монзани
www.simplemoment.com


Дорогие друзья-фотографы,
я не раскрою вам некий «эталонный» метод съемки портретов: есть множество различных мнений об этом. Цель этой статьи — рассказать немного о том, как работаю я. И это будет ответом на многочисленные вопросы, которые регулярно получаю. В основном остановимся на планировании работы с моделью. Я иногда называю свои работы модными («фэшн») портретами, даже несмотря на свое стремление рассказывать в них истории.

Разобьём наше обсуждение на четыре этапа: идея, подготовка, сеанс и постобработка.

Идея

Логично, чтобы съемка прошла гладко, спланировать ее как можно подробнее. До знакомства с моделью хорошо бы уже иметь ясное представление о том, чего хотите добиться. Я начинаю с того, что оглядываюсь вокруг в поиске вдохновения, читаю книги, наблюдаю за уличными сценками, просматриваю журналы или интернет. Собираю картинки, которые помогут объяснить мои находки при разговоре с моделью.

Не пренебрегайте этим этапом. Практически все мои модели — непрофессионалы, и они хотят понимать, к какой цели мы движемся.

Подготовка

Когда замысел приобрел ясные формы, настает время искать место с нужной обстановкой и освещением. Я практически всегда пользуюсь во время сеанса существующим освещением (без дополнительных источников). Временами кто-нибудь помогает мне, отражая свет с помощью рефлектора, но в основном вы видите именно то, что было в реальности.

По этой причине свет нередко диктует позу модели: если лицо в тени, а остальное тело — под жестким светом, велик шанс, что фотография не получится.

Учитывая это, я всегда пробую сделать несколько тестовых кадров на выбранной натуре до сеанса. Это здорово помогает!

Кроме того, до сеанса нужно обсудить его с моделью. Покажите ему/ей подготовленные картинки, объясните обстановку снимков… Это не значит, что вы должны спланировать каждую позу или выражение лица. Однако как только вы договоритесь об обстановке и замысле, который хотите воплотить в будущих снимках, станет гораздо легче играть этими «правилами», меняя их по ходу дела. К тому же, модели становятся увереннее, если знают, как будет проходить сессия, еще до ее начала. В это же время выбирают и одежду: нужно либо взять реквизит из запасов модели, либо купить его или взять напрокат.

Совет:
  • Поиск модели может оказаться непростой задачей. Попробуйте для начала поговорить со знакомыми. Покажите им ваши снимки или кадры, вдохновившие на новый проект. Это позволит им лучше понять вас. Относитесь к моделям с уважением и публикуйте только понравившиеся им снимки.

Сеанс

Обзор

Собственно сеанс занимает примерно 2−3 часа, в результате получается около 150 снимков, из которых для использования будут выбраны всего 5−10. Как уже было замечено, иногда я пользуюсь чьей-либо помощью (чтобы держать рефлектор или сделать макияж). Мы продолжаем общаться в процессе съемки, и это позволяет создать непринужденную атмосферу!

Свет

Свет создает настроение снимка: без хорошего света не выйдет ничего хорошего. Но что такое «хороший свет»? Хм, вопрос интересный.

В первую очередь, он должен соответствовать атмосфере снимка. приведу пример. Если вы стремитесь к мрачному подземному снимку, лучше всего подобрать подходящее место, скажем, тоннель. Хорошо, нашли место? Вы сразу замечаете, что здесь очень темно, и, следовательно, просите модель подойти ближе к этим милым зеленоватым неоновым лампам.

Готово, лицо освещено и всё пойдет замечательно…

А вот и нет!

Свет без тени — ничто. Иметь достаточно света на лице — это хорошо, но неоновые светильники на потолке создадут глубокие тени под глазами модели. В этом конкретном случае, бы порекомендовал использовать рефлектор на уровне ее груди, направленный в потолок.

Это позволит подавить тени.

Всегда помните: свет и тень идут вместе и создают настроение ваших фотоснимков.

Советы:
  • Съемка в комнате около окна часто дает прекрасное освещение. Между тем, если за окном яркое солнце, разумно будет смягчить свет с помощью белой ткани.
  • Складные отражатели часто довольно дороги. Вы можете заменить их, используя «серебряный» экран для защиты салона автомобиля от жары [не знаю его правильного названия!].

Кадрирование

Хорошему кадру — хорошее кадрирование. По меньшей мере, поверните камеру вертикально. Вы ведь снимаете не пейзаж, верно? Теперь сместите объект от центра. Элемент по центру — ваш враг: снимок выглядит случайным, плоским и скучным. Используйте диагональную композицию, чтобы сделать изображение более интересным. В интернете есть множество статей, обсуждающих известное «правило третей». Прочтите их, не пожалеете.

Советы:
  • Избегайте попадания глаз на вертикальную ось кадра, снимая портрет с плотным кадрированием. Не бойтесь «срезать» макушку, чтобы поднять глаза в верхнюю часть снимка, но избегайте срезанного подбородка.

  • Выполняя плотное кадрирование, избегайте показывать руки или ноги, если при этом в кадр не попадают кисти или стопы.


  • Еще раз повторяю: смещайте объект от центра. Людям обычно нравится, если оставлено свободное пространство в направлении взгляда.
  • Используйте свою фантазию, чтобы нарушать правила. Например, композиция нижнего снимка слева — нетрадиционная и создает впечатление ловушки за счет гораздо большего пространства за девушкой.
  • Наклон камеры — эффективный путь создания динамичных кадров.

Фон

Эй, обождите немного. Говорим о съемке модели, и не побеспокоились о фоне, как так? Да, это ужасно: фон способен разрушить всю картину. Фон должен помочь сконцентрироваться на главном объекте. Попробуйте сделать его менее резким, раскрыв диафрагму до f/1.8 или f/2.

У вас компактная цифровая камера? Должен огорчить: изменение диафрагмы при столь малом размере матрицы не даст удовлетворительных результатов, поскольку изображение останется излишне резким. Вам необходимо перейти на SLR или DSLR (пленочную или цифровую зеркальную камеру). Если говорить о зеркальных камерах, я избегаю зум-объективов как чумы: их светосила слишком мала для изящных портретов. Хорошим и не слишком дорогим вариантом для начала будет объектив с фокусным расстоянием 50 мм и светосилой f/1.8. Для сверхкрупных планов — с ФР от 85 до 100 мм и той же светосилой f/1.8.

Если фон слишком различим и содержит отчетливо заметные линии, не позволяйте им «пересекать» лицо модели. Касание вертикальных линий может разрушить композицию. Старайтесь сохранить фон простым и нерезким.

Советы:
  • В то время как фон не должен отвлекать от модели, его текстура или орнамент может создавать атмосферу снимка.
  • Передний план не менее важен, он придает картине большую глубину. Блики — чудесный способ сделать его более интересным.
  • Несмотря на многочисленные кривые в композиции этого снимка, голова модели не касается ни одной из них.

  • Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше будут искажения. Следовательно, лучше отойти от модели подальше и воспользоваться зумом, чем снимать широкоугольником с близкого расстояния.
  • Не пренебрегайте также окончательным оформлением фотографий и рамками. Я часто «играю» причудливыми рамками, но нет, я не пользуюсь специальными модулями для Photoshop, вроде Extensis Photoframe. Какой смысл выбрать готовый шаблон и применить его к снимку? Куда лучше сделать всё самому!

Фокусировка

Резкость в портрете настраивается на лицо или его часть. Наиболее часто самыми резкими должны быть глаза. Как я уже говорил, отделить лицо от фона можно за счет малой глубины резкости (ГРИП). У вас должна быть возможность управлять ей за счет ручной установки диафрагмы. Для большинства своих снимков я использую значение f/1.8 или f/2.


Совет:
  • При очень сильно открытой диафрагме даже оба глаза могут не попасть одновременно в зону резкости. Некоторым это не нравится, но я не считаю это проблемой. Посмотрите на эти два снимка: на одном оба глаза резкие, на другом — только один.

Экспозиция

Я уже написал руководство, посвященное именно этому вопросу, так что не буду здесь вдаваться в детали. Просто переключитесь в ручной режим (M), чтобы вся серия снимков делалась с одними и теми же настройками.

Советы:
  • Ручная экспозиция позволяет сконцентрироваться на одном определенном диапазоне параметров. Полезно сделать замер, подойдя ближе к модели, так чтобы весь кадр был заполнен средне освещенной кожей. Это гарантирует ее правильную экспозицию. Фон при этом может оказаться слишком светлым или слишком темным, но для портрета главное — правильно передать тональность кожи.
  • Старайтесь избегать прямого солнечного света: он создает слишком большой контраст между освещенными и теневыми областями.

  • Подсветка модели сзади может быть очень удачной при условии правильной экспозиции. Например, как на этом снимке. Солнце освещало модель сзади. Экспозиция была выставлена вручную, чтобы кожа вышла достаточно яркой. Не пытайтесь сделать это в автоматическом режиме: камера будет компенсировать яркий свет в объектив и модель выйдет темной.

Постобработка

Все свои снимки я обрабатываю на компьютере. Преимущественно, корректирую цвет и выборочно затеняю. Мне нравятся корректирующие слои Photoshop, особенно Кривые (Curves): они легко позволяют затенить отдельные выбранные области.

Многие спрашивают, как я корректирую цвет. Не могу дать однозначный ответ, поскольку пользуюсь всеми типами корректирующих слоев.

Имейте в виду: тут нет общих рецептов! Не думайте, что я всегда выполняю одни и те же действия. Я могу показать настройки моих корректирующих слоев, но вы не получите такие же результаты, потому что и объекты, и исходные цвета будут другими.

Так что же делать? Экспериментируйте. Изучайте на собственном опыте возможности каждого инструмента. Разделите вашу проблему на маленькие части и исправьте поочередно каждый из недостатков.

Вот и всё, надеюсь это было полезно 🙂 Пока!
Jean-Sebastien Monzani
PS: Моё имя — Жан-Себастьян, а не Жан 🙂 Но вы можете звать меня Жан-Се, так короче.

Original article © 2003 jsmonzani.com — Translated with permission
Оригинальная статья © 2003 jsmonzani.com — Переведено с разрешения автора
Перевод на русский язык © 2009 М. Крекин

Жан-Себастьян Монзани (Jean-Sébastien Monzani) работает как фрилансер в области фотографии и графического дизайна. Элегантность, простота, строгое чувство композиции и эмоции — вот ключевые элементы его работы. Его изображения часто строятся как фотосерии — нечто среднее между модной фотографией и раскадровкой фильма. Серия снимков обычно рассказывает маленькую историю, но каждsq из них ценен и сам по себе. Поскольку Жан-Себастьян часто стремится передать в своих фотографиях общую атмосферу, он ведет съемки на натуре, почти всегда в Лозанне (Швейцария) где и живёт.

jsmonzani.com
simplemoment.com