© Jean-Sébastien Monzani, 2007

Классическое правило, известное как «Правило третей», хорошо работает с прямоугольной композицией.

Представьте, что вы разделили кадр на трети горизонтальными и вертикальными линиями. Правило гласит, что ключевыми точками будут четыре пересечения этих линий. Можно попробовать выравнивать элементы сцены и по другим линиям, таким как горизонт в пейзаже.

Я пользуюсь этим правилом (и его вариациями) очень часто. Размещение элемента в одной из ключевых точек и использование диагонали помогает создать динамичный кадр.

Взгляните с этой точки зрения на некоторые из моих снимков.

Хм, мне здесь повезло, поскольку озеро на самом деле оказалось на линии сетки 🙂

Обратите внимание на дерево, смещенное от центра. Оно не попало точно в ключевую точку, но всё же создает динамику

Взгляните на чаек: они являются как бы противовесом дереву.

Имейте в виду, что у меня в камере во время съемки нет сетки, так что все было сделано на интуитивном восприятии действия элементов кадра.

Горизонт вновь хорошо работает, а лист на земле становится ключевым элементом. Было бы еще лучше, если б флажок оказался в правой верхней ключевой точке.

Один из моих любимых приемов — использование ключевой точки и диагонали либо двух противоположных ключевых точек. Посмотрите на снимок слева: вся его композиция немного смещена вправо, поскольку мне хотелось оставить свободное место.

Обычно советуют оставлять пространство перед моделью, так что картина выглядит более спокойной. Поскольку я здесь стремился к иному настроению, то сделал наоборот.

На фотографии справа модель в одной из ключевых точек и дверь в противоположной создают динамику. Вновь мой любимый композиционный прием. Спираль помогает объединить элементы снимка.

Замечание о цвете

Как вы можете видеть на большинстве представленных фотографий, геометрическая композиция делается более ясной за счет использования минимума цветов, особенно на фоне. Дополнительные цвета модели и фона усиливают эффект.

Диагональ, спираль — также интересная черта композиционного построения снимка.


Еще один пример диагональной композиции.

Это хорошо работает и в квадратном формате.

Правила — это помощь в создании динамичных образов, но не безусловное требование.

Что действительно важно, так это чтобы фон не блокировал основной объект. Серия вертикальных линий на фотографии целиком расположена в левой части, так что не касается головы модели и не отвлекает взгляд.

Вот и всё, это не космические технологии, и я не следую им слепо. Но эти принципы хороши, чтобы начать более основательно обдумывать отношение фона и объекта, прежде чем нажать на спуск 😉

Надеюсь, вам понравилась заметка!

PS: Если вы наблюдательны, должно быть заметили, что в моей «сетке» средняя часть шире боковых. Я думаю, это из-за моих личных предпочтений — люблю делать эффект более сильным.

[Примечание переводчика: в еще одной часто используемой сетке, основанной на пропорциях «золотого сечения», средняя часть, наоборот, уже крайних.]

Original article © 2003 jsmonzani.com — Translated with permission
Оригинальная статья © 2003 jsmonzani.com — Переведено с разрешения автора
Перевод на русский язык © 2009 М. Крекин

Жан-Себастьян Монзани (Jean-Sébastien Monzani) работает как фрилансер в области фотографии и графического дизайна. Элегантность, простота, строгое чувство композиции и эмоции — вот ключевые элементы его работы. Его изображения часто строятся как фотосерии — нечто среднее между модной фотографией и раскадровкой фильма. Серия снимков обычно рассказывает маленькую историю, но каждый из них ценен и сам по себе. Поскольку Жан-Себастьян часто стремится передать в своих фотографиях общую атмосферу, он ведет съемки на натуре, почти всегда в Лозанне (Швейцария) где и живёт.

jsmonzani.com
simplemoment.com

Show 2 Comments

2 Comments

  1. На самом деле, правило третей — упрощённый вариант «Золотого сечения», закона пропорциональности и геометрической гармонии всего в природе, в том числе и нас самих.

    Хорошо, что в статье речь идёт также о фотографии, помещённой в квадрат.

    Также о правилах построения кадра и композиции можно прочитать здесь http://www.osaulenkoirina.com/2011/09/blog-post.html

  2. Действительно, если строго следовать соотношениям «золотого сечения», ключевые точки окажутся немного ближе к центру кадра. Там получается не 1/3−1/3−1/3, а примерно 3/8−2/8−3/8. Но фактически объект не точечный, так что далеко не всегда можно сказать, что «тут не золотое сечение, а упрощенноое — трети». Да и правило — не догма, а ориентир 🙂

    PS. Ирина, вы в своем блоге подняли очень интересный вопрос (Так ли необходимо людям качество фотоснимков?)

Comments are closed