pse-vs-ps

Читатели этого сайта уже знакомы с «младшим братом» Photoshop — Photoshop Elements. Но вопрос о том, чем отличаются эти две программы, у фотолюбителей появляется регулярно. Насколько различия существенны? Смогу ли я выполнять всю необходимую обработку в «Элементах», или без «полного» Фотошопа не обойтись?

Вопрос не праздный, если учесть, что стоимость двух программ отличается чуть не в десять раз. Конечно, с переходом Photoshop на распространение по подписке через Creative Cloud отношение не столь однозначное, но суть прежняя — покупка PSE существенно дешевле подписки на Photoshop.

Ясное дело, потребности (и материальные возможности) у фотолюбителей разные, так что окончательное решение каждый принимает для себя сам. Я же здесь попробую просто перечислить основные отличия, чтобы помочь сделать выбор более осознанно.

Примечание. С каждой новой версией Elements становится всё более функциональной. Здесь я ориентируюсь на актуальную на данный момент. Последние изменения соответствуют Photoshop Elements 2020 и 2022.

Что есть в Photoshop и отсутствует в PSE?

Поскольку Elements — упрощенная «любительская» версия, в ней отсутствуют некоторые функции, используемые преимущественно в профессиональной деятельности.

  • Photoshop Elements работает с ограниченным числом цветовых режимов: RGB, Grayscale (градации серого) и Indexed (индексированных цветов). Фотолюбителю в подавляющем большинстве случаев достаточно первого — именно он используется для вывода на монитор и публикации в Интернет, поддерживается большинством сервисов фотопечати (да и «камерный» JPEG мы получаем тоже в RGB). В полном Photoshop есть еще несколько: CMYK (необходим для полиграфии), Lab (на его использовании основаны некоторые «рецепты» фотообработки) и некоторые другие.
  • Нет поддержки 32-битного цвета, поэтому отсутствует функция создания HDR-изображений. Однако в PSE есть инструмент сходного назначения — Photomerge Exposure. (Да и, с моей точки зрения, для HDR нужно пользоваться специализированными программами)
  • Photoshop Elements полноценно работает только с изображениями, использующими 8-битное представление для каждого цветового канала. В 16-битном можно выполнить только некоторые операции (например, кадрирование, тональную коррекцию, исправление геометрических искажений…). Для более сложной обработки — ретуши, использования слоев и др.— его необходимо предварительно преобразовать в 8-битное. В 8-битном же изображении легче возникает «бандинг» — когда плавные цветовые переходы становятся состоящими из полос.
  • Тональная коррекция кривыми (Curves) — в крайне урезанном виде2). По сути, от нее там одно название. Цветокоррекцию «по Маргулису» — и даже ее подобие — сделать не удастся.
  • Ограничена возможность создавать смарт-объекты1). Можно, однако, обрабатывать файлы, в которых они уже есть. Может быть полезно при создании коллажей.
  • Нельзя создавать группы слоев и редактировать слои, объединенные в группы при редактировании в «полном» Photoshop.
  • Нет возможности работы с отдельными каналами изображения (панель Channels, Channel Mixer)2). То есть «рецепты» обработки фотографий, в которых это используется, тут не подойдут.
  • В Elements крайне ограничены векторные инструменты. Единственная возможность — использовать готовые векторные фигуры (Shapes). Редактировать пути невозможно. Для умеющих пользоваться векторным пером невозможность работы с контурами может оказаться существенным недостатком. Неумеющие могут его вообще не увидеть.
  • Отсутствует заливка, чувствительная к содержимому (Content-Aware Fill), и инструмент «Заплатка» (Patch). В общем-то, всё необходимое можно реализовать лечащей кистью (Healing Brush) и инструментом перекомпоновки (Recompose).
  • Меньшее количество режимов наложения слоев: отсутствуют Вычитание (Subtract), Деление (Divide) и некоторые другие. Тем не менее, все режимы, реально полезные при фотокоррекции, есть.
  • Нет возможности выделения по диапазону оттенков (Color Range).
  • Нет архивной кисти (History Brush).
  • Нельзя подключать расширения (Extensions) и дополнительные панели.
  • Нет возможности использования смарт-фильтров1).
  • Нет команды ослабления действия фильтра (Fade Filter).
  • Невозможно создавать (записывать) «операции» (Actions), но можно использовать созданные в «полном» Photoshop (если они не содержат функций, отсутствующих в PSE).
  • Ограничены возможности настройки стилей слоев (только установка тени, свечения, контура и «фаски»).
  • При работе с текстом нет возможности настроить трекинг/кернинг.
  • Сокращено общее количество фильтров. Ряд фильтров имеет упрощенный набор настроек.

Примечания
1) Эта функция «скрыта» и может быть использована с помощью дополнительных программных средств (например, Elements+).
2) Эта функция «скрыта» и может быть ограничено использована с помощью дополнительных программных средств (например, Elements+).

Три режима Photoshop ElementsЧто есть в Photoshop Elements, но отсутствует в Photoshop?

Поскольку PSE — программа, рассчитанная на «домашнее» использование, в ней предусмотрен ряд функций, упрощающих решение часто встречающихся задач обработки. Имеются даже 2 упрощенных режима работы:

  • Quick (Быстрая коррекция);
  • Guided (Управляемая коррекция).

В частности, именно в режиме Guided есть Photomerge — набор средств, позволяющих комбинировать несколько снимков, чтобы:

  • добавить или удалить объект;
  • собрать наиболее удачные лица из серии групповых снимков;
  • объединить снимки, снятые с брекетингом, для получения оптимальной экспозиции по всему кадру;
  • наконец, «склеить» панораму.

А вот какие дополнительные средства есть в режиме Expert:

  • При создании панорам с использованием Photomerge Panorama в PSE есть возможность включить заливку, чувствительную к содержимому (Content-Aware Fill) для автоматического выравнивания «ступенек», образовавшихся из-за смещения кадров по высоте.
  • «Умная кисть» (Smart Brush) — инструмент, позволяющий скорректировать тем или иным образом избранные фрагменты изображения. Среди эффектов — осветление и затемнение тона кожи, отбеливание зубов и многое другое. «Кисть» фактически создает корректирующий слой с маской. Так что потом можно и тонко настроить сам эффект, и подправить область, к которой он применен.
  • Инструмент перекомпоновки (Recompose). Позволяет изменить пропорции изображения, не деформируя ключевые объекты (например, сблизить фигуры людей на снимке).
  • Инструмент Cookie Cutter («формочка для печений»). Он создает векторную маску по форме выбранной фигуры. Удобен для любителей скрапбукинга и т. п.

Ограничения ACR (Adobe Camera Raw) в Photoshop Elements

Модуль для «проявки» Raw-файлов в Photoshop Elements, в отличие от «полного» Photoshop включает только минимальный набор настроек. В нем отсутствуют инструменты выборочной коррекции (Adjustment Brush, Graduated Filter и т. п.), коррекции оптических искажений, тонирования и др. Нет возможности использования пресетов.


Итак, как вы видите, отличий между Photoshop и Photoshop Elements не так и мало. Но насколько они существенны для фотолюбителя? Лично мне хватает «Элементов». А на разницу в стоимости лучше прикупить объективчик 😉 Однако, у вас может быть и иное мнение…

Show 1 Comment

1 Comment

Comments are closed