Секреты OM-D E-M5. 7 техник использования автофокуса

OM-D E-M5Продолжаем разбираться с особенностями использования OM-D E-M5 (и других подобных камер). От настроек автофокуса перейдем к приемам использования различных его режимов...

1. Фокусировка с перекомпоновкой

«Классическая» техника, хорошо знакомая по зеркальным камерам. Хороша для сравнительно неподвижных сюжетов при не слишком малой глубине резкости.

  • Режим — S-AF (mode 1).
  • Зона фокусировки — одиночная, минимального размера, по центру кадра.
  • Съемка:
    1.  Объект по центру кадра.
    2. Полунажатие — фиксация фокуса.
    3. Перекомпоновка кадра.
    4. Нажатие кнопки до конца.

2. Постоянный автофокус со слежением в OM-D

Внимание! Режим не является аналогом/заменителем имеющегося в зеркальных камерах режима следящего автофокуса. 

Эта техника пригодна, в основном, для медленно двигающихся объектов. Наименее устойчиво слежение при движении объекта к камере или от нее.

  • Режим — C-AF+TR (mode 2).
  • Съемка:
    1. Объект в зоне фокусировки.
    2. Полунажатие — «захват» объекта (отображается движущейся зеленой рамкой с засечками).
    3. Полное нажатие.
  • Если зону фокусировки пересекает посторонний объект, временно приостановить автофокусировку можно нажатием функциональной кнопки (по умолчанию, L-Fn на объективе).

Честно скажу, мне пока не удалось столкнуться с какой-нибудь ситуацией, когда описанный режим был бы практически полезен для фотосъемки. При съемке же видео он, напротив, может быть очень удобен: он позволяет поддерживать главный объект резким, несмотря на его движение в пределах кадра.

3. Автофокус при быстром движении объекта

Постоянный автофокус со слежением в OM-D E-M5 не способен «удержать» быстро движущийся объект. Это «медицинский факт». Однако скорость фокусировки у этой камеры, действительно, очень высокая (по моему опыту, при не слишком плохом освещении опережает зеркалки начального уровня). Этим можно воспользоваться.

  • Режим — S-AF (Да-да, именно обычный однократный автофокус!).
  • Зона фокусировки — одиночная, выбранная в соответствии с композицией. При не слишком контрастном фоне шанс удачной фокусировки может быть выше при использовании блока из 9 зон.
  • При попадании объекта в зону фокусировки сразу полностью нажать кнопку спуска затвора. Камера фокусируется и тут же делает кадр. Важно, чтобы объект не успел при этом выйти из зоны резко изображаемого пространства.

В случае серийной съемки в использовании этой техники есть особенности.

  • Стабилизация — отключена (см. Пользовательское меню С; обратите внимание, что опция выглядит несколько неинтуитивно: она называется «Серия + IS Выкл» и для отключения стабилизации должна быть включена).
  • При «медленной» серии (L — от 1 до 4 кадр/с) фокусировка производится перед каждым кадром. Какой режим сработает лучше — S-AF или C-AF — нужно проверять экспериментально.
  • При «быстрой» серии (H — от 5 до 9 кадр/с) фокус фиксируется перед первым кадром. Поэтому использовать ее можно только при большой ГРИП или движении объекта перпендикулярно направлению визирования.

4. Использование кнопки AFL

Следующий прием подобен тому, как работали спортивные фотографы до изобретения автофокусировки. Его можно использовать, когда вы заранее предполагает, где пройдет объект съемки.

  • Режим — MF, mode 3. При этом кнопка AEL/AFL (по умолчанию настроена на Fn1) вызывает однократное срабатывание автофокуса с последующей фиксацией.
  • Съемка:
    1. В зоне фокусировки — контрастный объект в точке, где ожидается появление объекта съемки (или просто на таком же расстоянии).
    2. Нажать Fn1 — фокусировка и фиксация фокуса.
    3. Когда объект вошел в зону резкости — полное нажатие спуска (можно предварительным полунажатием замерить и зафиксировать экспозицию).

5. Автофокус по маленькому объекту

Если пытаться сфокусироваться по объекту, небольшому по сравнению с зоной автофокуса, на контрастном фоне, очень велика вероятность ошибки. Уменьшить ее (но, к сожалению, не полностью) можно следующим способом:

  • Режим — S-AF+MF (или MF mode 3).
  • Кнопка Fn2 настроена на «Увеличение» (либо включен «РФ помощник» — MF assist, см. Пользовательское меню A).
  • Сфокусируйтесь вручную, чтобы нужный объект был практически в фокусе.
  • Полунажатием спуска (либо, в режиме MF, кнопкой Fn1) запустите автофокус. Так как объект съемки уже почти в фокусе, скорее всего, камера настроится именно по нему.

Сработает ли описанная техника, сильно зависит, во-первых, от контрастности объекта съемки и фона за ним, а также от дистанции между ними. Так что не стоит переоценивать ее возможности.

6. Распознавание лиц

Использованный в OM-D алгоритм распознавания лиц работает весьма неплохо. Однако, реально его имеет смысл использовать только при съемке одиночных портретов: если камера обнаружила несколько лиц, указать, по какому из них фокусироваться, невозможно (в E-M1, кстати говоря, такая возможность есть!).

  • Режим — S-AF.
  • Включите распознавание лиц с приоритетом ближнего глаза (обозначается смайликом с буквой «i»).
  • Камера пытается найти в кадре лицо, после чего отмечает его белой рамкой.
  • После полунажатия спуска камера определяет ближний глаз и отмечает его зеленой рамкой. Это происходит не мгновенно, хоть и очень быстро. поэтому не стоит спешить дожимать кнопку до конца.
  • Полным нажатием сделайте кадр.

Примечание: если OM-D не может распознать глаза, автофокус сработает как обычно по выбранной зоне.

7. Использование сенсорного дисплея

Довольно удобная в некоторых случаях функция. touch-screen-modes

  • Включите дисплей (кнопкой, расположенной на видоискателе справа).
  • Касаясь значка в левой части дисплея, выберите режим «Указать зону фокуса и сделать снимок» (рука с кнопкой — см. рисунок).
  • Нажатием на экран выполните снимок с фокусировкой по нужному участку.

К сожалению, эта техника резко увеличивает вероятность смазывания изображения.

В заключение хочу отметить, что для использования всех описанных техник набор настроек фиксации фокуса (Пользовательское меню A -> AEL/AFL) один и тот же: S1/C2/M3. И вообще никакие настройки, изменить которые можно только через меню, трогать не требуется.

Продолжение следует...

При подготовке заметки использованы материалы сайта Гари Эйтона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщения не по теме сайта всё равно не будут опубликованы.