Компактная камера
«Я хочу купить фотоаппарат. Какой же выбрать?" — все мы в тот или иной момент задаем этот вопрос. А как ответить на него, чтобы не было обидно за принятое решение?

Конечно же, у опытного фотолюбителя есть собственное мнение о «камере мечты». На него он и будет ориентироваться при покупке. Но что же делать начинающему? Положиться на мнение продавца?— Но это будет камера, которая, в лучшем случае, нравится именно продавцу (не факт, что его предпочтения в фотосъемке совпадают с вашии). В худшем же случае будет предложена модель, попросту залежавшаяся на витрине. Это вовсе не значит, что она плохая, возможно, ее «соседи» по полке лучше «раскручены» или более эффектно выглядят… Но это, опять-таки, будет «не ваш» фотоаппарат. Обратиться за рекомендацией к «гуру»? Тут тоже — как повезёт. Не забывайте, что профессионал оценивает камеру как инструмент для профессиональной работы, и его критерии совершенно не обязаны совпадать с теми, которыми нужно руководствоваться любителю — человеку с совершенно иными целями… причем и для разных профессиональных задач «лучшими» могут оказаться различные аппараты.

Видимо, у вас уже возникла мысль: «Если ни на чьи советы полагаться нельзя, то ведь и на твои, дядя Миша, советы — тоже. Зачем же эта статья?»

А я и не собираюсь писать, какой фотоаппарат лучше, а какой — хуже; не буду рекомендовать, какой фотоаппарат покупать. Я сейчас постараюсь рассказать, на какие вопросы вы должны сами себе ответить, чтобы самостоятельно выбрать фотоаппарат, самый подходящий для вас.

Начнем с ключевых, определяющих вопросов.

Во-первых, определяемся с, условно говоря, «стилем использования» камеры и, соответственно, её классом. Если для профессиональной съемки всё в подавляющем большинстве случаев сводится к зеркальным фотоаппаратам, то у любителей варианты совсем другие. Вполне возможно, что определяющим для вас будет миниатюрность камеры, возможность всегда носить ее с собой, просто сунув в карман. А возможно, вы предпочтете камеру с широкими возможностями «всё в одном». Хотя не исключено, что ваши интересы таковы, что им сможет соответствовать только зеркальная камера. В первом приближении ориентируемся на вот такую схему:

Классификация эта несколько условна (к тому же, рассматривая другие характеристики, вам, не исключаю, придется изменить первоначальный выбор). Тем не менее, попробую коротко описать четыре выделенных тут разновидности цифровых фотоаппаратов.

Ультракомпакт. Основное преимущество такой камеры — миниатюрность. Производители давно поняли, что эти «малышки» будут особенно популярны среди женщин, поэтому уделяют много внимания оформлению. Изящные, яркие, разноцветные — они зачастую не только выполняют свою утилитарную функцию, но превращаются в эффектный аксессуар. (Конечно же, среди них есть и вполне «мужские» модели ;-))

За сверхмалые размеры приходится платить. Как в прямом смысле — стоимость ультракомпактных моделей довольно высока, так и ограниченностью функций. Тут попросту негде разместить большое число органов управления. Да и качество, которого можно достичь при очень маленьком размере матрицы, не слишком высоко. Кадры же «для себя», не рассчитанные на «выставочные» увеличения, в не слишком экстремальных условиях неплохо получаются и при использовании автоматических режимов.

Тем, кто не гонится за сверхмалыми размерами, но зато хочет попробовать самостоятельно управлять процессом съемки, больше подойдут компактные камеры несколько больших размеров — и с большим набором ручных настроек. Такую уже не положишь в карман рубашки, но в пиджак или куртку — вполне. Среди них не встречается такого разнообразия ярких расцветок, как среди ультракомпактов, в основном серебристая или черная «классика». Помимо богатого набора функций, и нередко бо́льшего, чем у ультракомпактов размера матрицы, эти камеры обычно наиболее дешевые. На мой взгляд, именно таким должен быть первый фотоаппарат любителя — при сравнительно небольших затратах он позволит познакомиться со съемкой различных сюжетов, разобраться с назначением ручных настроек и, в конце концов, понять, чего же именно вам — лично вам — в нем не хватает. И соответственно, уже сознательно выбрать гораздо более дорогую камеру… А может быть, понять, что вам совершенно незачем тратить деньги на что-то другое 😉

Ультразум
Следующий «уровень» я здесь условно назвал ультразумом. Такие камеры еще зовут псевдозеркальными или бриджевыми (от англ. bridge — мост), потому что они занимают промежуточное между компактными и зеркальными камерами положение. Внешне они похожи на зеркалки, да и габаритами не сильно им уступают, и по набору функций, и по органам управления тоже близки. Отличие же — в том, что нет там зеркального видоискателя, кадрируем мы по такому же жидкокристаллическому дисплейчику, что и в компактных моделях. Кроме того, объектив у этих фотоаппаратов — несменный, но с очень большим диапазоном изменения фокусных расстояний (т.н. зуммирования). Сейчас уже не удивляет 12-, 15- и даже большая кратность (против 2,5−4 у обычных компактов). Очень удобно, если нужна оперативность при съемке. К сожалению, за удобства приходится расплачиваться. С одной стороны, это уже не компактая камера, в карман не положишь. С другой, чтобы добиться больших коэффициентов «приближения», не слишком увеличивая габариты объектива, приходится… уменьшать матрицу. Стало быть, по светочуствительности/шумам ультразумы заметно уступают своим старшим зеркальным «братьям», а нередко и «большим» компактам. Ну, и получить качественную картинку во всем диапазоне зум-объектива с большим коэффициентом — задача технически чрезвычайно сложная, так что делайте соответствующие выводы. (Но я видел и великолепные снимки, сделанные ультразумом… равно как и компактами).
Зеркальная камера
Ну, и наконец — зеркальные камеры. Это техника с наибольшими возможностями… если ее укомплектовать подходящим фотографом 😉 Матрица — существенно больше, чем у любого незеркального аппарата. Настраивать можно всё, что душе угодно (и гораздо удобнее — и быстрее — чем у компактных камер). Практически неограниченное расширение возможностей. Если, конечно, у вас неограниченное количество денег. На собственном опыте могу сказать: после покупки зеркалки, вы всегда будете знать, на какую еще совершенно необходимую вещь потратить деньги 🙂

Серьезно. Мало кто, всерьез увлекшись фотографией, сможет долго обходиться единственным китовым (т.е. входившим в комплект) объективом. Захочется телевичок, ширик, макрик, светосильный портретник… А еще — внешние вспышки. А к вспышкам — синхронизаторы. А потом… А еще…

Конечно, если вы стремитесь к творческой фотографии в различных жанрах, то рано или поздно придете к покупке зеркальной камеры. Но не стоит покупать зеркалку, не разобравшись с тем, зачем она вам нужна; только потому что «это круто». Первые снимки такой камерой почти наверняка будут выглядеть хуже, чем-то, что сделано с помощью совсем несерьезного компакта в автоматическом режиме. Подумайте, готовы ли вы всерьез осваивать, прямо скажу, не слишком простой инструмент! Готовы?— Вы не пожалеете затраченных усилий. Нет?— Хорошо знакомый компакт, который всегда с собой, куда лучше лежащей в шкафу зеркалки.

***

На этом я заканчиваю сегодняшнюю заметку. В следующий раз поговорим о «загадочных цифрах», которые мы видим в списках технических характеристик.

PS. Сейчас постепенно начинает развиваться еще один тип камер — незеркальные камеры со сменными объективами (пока, насколько мне известно, это только модели стандарта Micro 4/3, которые выпускают Olympus и Panasonic, и одна модель Samsung формата APS-C). С одной стороны, сравнительно большой размер матрицы и сменные объективы сближают эти фотоаппараты с зеркальными. С другой, за счет отсутствия пентапризмы и механизма зеркала они более компактны, хотя в карман все-таки не помещаются (а расплачиваться за это приходится, в частности, более медленным автофокусом). Ну, и цены, как у всего нового, на мой взгляд, пока что несколько высоки.

Читать дальше